kalaputski.ru kalaputski.ru

Спорткары Ford XR: забытая порода

От исконно американского купе до никому неизвестного «Фокуса»

Спорткары Ford XR: забытая порода

В истории компании Ford полно классных спорткаров. Но вот так называемый нейминг… Единого знаменателя и структуры, как в случае с Mercedes-AMG или Audi S/RS здесь не наблюдается. Например, быстрые модификации отмечались маркировками ST и RS. Cуперпикап F-150 Raptor, маслкары Mustang Cobra, седан Contour (Mondeo для США) и американский «горячий» Focus шли с аббревиатурой SVT (Special Vehicle Team), которая сегодня не применяется. К слову, «рапторами» теперь называют «заряженные» грузовики и внедорожники. А еще в традиции Ford есть машины с индексом XR. И сегодня мы расскажем про эту породу.

Спорткары Ford XR: забытая порода


Mercury Cougar XR-7 Индекс XR прежде всего связан с хардтоп-купе и кабриолетом Cougar от давно исчезнувшего фордовского подразделения Mercury (оно занимало строчку между Ford и Lincoln). Он появился на автомобиле первого поколения (1967–1970 годов) и сопровождал линейку почти до самого финала ее истории. Считается, что маркировка расшифровывается «eXperimental Racing», а семерка отсылает к внутризаводской кодировке T-7 для раннего Cougar на платформе «Мустанга». Под завязку нафаршированный опциями XR-7 стоил 4,5 тысячи долларов. Для сравнения, базовый Cougar оценивался примерно в 2,8 тысячи долларов.
© Ford
Спорткары Ford XR: забытая порода


Стандартный XR-7 довольствовался «302-м» V8 (4,9 литра, 233 л.с.) с четырехкамерным карбюратором. Особняком стоял Cougar XR-7 с пакетом GT. В него входил могучий V8 объемом 390 кубических дюймов (6,4 литра, 324 л.с.), доработанная подвеска, тормоза помощнее, выпускная система со сниженным сопротивлением, другие колеса и шины. Один из крутейших среди Cougar? Пожалуй, XR-7 GT-E (на фото) — настоящий монстр с 395-сильным двигателем V8 на 427 кубических дюймов (7,0 литров)! Вдобавок очень редкий — в 1968 году выпущено всего 256 штук.

Спорткары Ford XR: забытая порода


Ford Escort XR3 Если у Mercury обозначение XR-7 имело привязвку к конкретной модели и специфичную смысловую нагрузку, то в случае с Escort можно говорить об отдельном семействе. Или, как сейчас модно говорить, спортивном суббренде. Его первенец — XR3 на базе продвинутой третьей итерации. Переход на переднеприводное шасси позволило бросить перчатку Volkswagen Golf и Honda Civic. А наличие чего-то шустрого в пику Golf GTI стало почти обязательным условием.
© Ford

Спорткары Ford XR: забытая порода


Первый XR3 1980 года комплектовался карбюраторным восьмиклапанником «один и шесть» (96 л.с.), спортивной подвеской и имел ряд внешних отличий от обычного «Эскорта». Пришедший ему на смену инжекторный XR3i превосходил «карбовый» на 9 л.с. К этому моменту конкурировать пришлось не только с хот-хэтчами других фирм, но с и лимитированным 116-сильным Escort RS1600i. Вот еще один факт, чтобы вы окончательно поняли место XR в заводской «пищевой цепочке» — в октябре 1984 года дебютировал омологационный 132-сильный Escort RS Turbo.

Спорткары Ford XR: забытая порода


Ford Fiesta XR2 У маленькой «Фиесты» существовали шустрые (и пытавшиеся таковыми быть) исполнения с момента ее запуска в 1976 году. Например, S — очевидно, Sport. Оно оснащалось 1,1-литровым моторчиком (53 л.с.) и сейчас отнюдь не кажется спортивным. За ним последовал SuperSport c «один и три», который прозондировал почву и рыночные настроения для запуска в 1981 году «горячей» Fiesta XR2. В хот-хэтч установили Kent Crossflow (1,6 литра, 83 л.с.), позволяющий набирать 60 миль/ч (97 км/ч) менее чем за 10 секунд и около 170 км/ч. Заодно жесткую подвеску и передние дисковые вентилируемые тормоза. А чтобы машина выделялась на фоне «Фиест» попроще, нарисовали яркие полоски на кузове, установили диски особого дизайна, задний спойлер и прочие атрибуты уличного задиры.

Спорткары Ford XR: забытая порода


В 1984 году Fiesta XR2 обзавелась пятиступенчатой «механикой» и 97-сильным двигателем. К концу десятилетия в свет вышел инжекторный XR2i. Спортивная разновидность просуществовала до 1994 года (на тот момент входила в гамму хэтчбека третьего поколения), но, как и в случае с Escort не считалась топовым предложением. Вершиной была Fiesta RS Turbo (133 л.с.) и ее наследница RS1800 с атмосферным 1,8-литровым мотором почти той же мощностью.

Спорткары Ford XR: забытая порода



Ford Cortina XR6 «Форд» — это не только США и Европа. Ныне закрытое австралийское подразделение строило уникальную технику для тамошнего рынка. ЮАР тоже достались интересные версии. Например, Cortina XR6. Имя «Кортина» совершенно неизвестно россиянам, зато отлично британцам и не только. Так звалась среднеразмерная модель, передавшая в начале восьмидесятых эстафету Ford Sierra. Но XR6 — исконно африканское «блюдо». В числе ее фишек трехлитровый нижневальный Essex V6 (139 л.с.) в паре с четырехступенчатой механической коробкой передач. Задняя подвеска адаптирована для работы в сложных условиях Черного континента.
Спорткары Ford XR: забытая порода


Для легализации в местных гонках создан уникальный XR6 Interceptor («перехватчик») в количестве 250 штук. V-образная «шестерка» усовершенствована тремя карбюраторами, распредвалом с агрессивным профилем кулачков и кастомным выпускным коллектором. Итого 162 л.с. В подвеску внесены изменения, а штатные колесные диски заменены на более широкие 13-дюймовые Ronal. Interceptor разгоняется 97 км/ч (60 миль/ч) менее чем за 8 секунд, а его предел — 195 км/ч, что довольно неплохо для Cortina.

Спорткары Ford XR: забытая порода


Ford Sierra XR4i/Sierra XR4x4 Самая знаменитая спортивная «Сьерра» — это омологационная RS Cosworth. «Икс-ар» вышел раньше и выполнял важную имиджевую миссию для продвижения модели. Дело в том, что консервативная Великобритания не сразу приняла новинку, и компания решила запустить топовую модификацию, дабы подстегнуть продажи. А чтобы XR4i действительно воспринимался особенным, его наделили необычными двойными задними стойками, большой двойной «этажеркой» спойлера и 152-сильным V6 объемом 2,8 литра. Максимальная скорость — 209 км/ч. Увы, хэтчбек не оправдал надежды и продавался относительно вяло.
Спорткары Ford XR: забытая порода


Восьмидесятые прошли под знаменем полноприводной Audi Quattro. Ford явно не хотел отставать и на Женевской выставке 1985 года показал XR4x4. Кузов обычный, без наворотов моноприводной Sierra (она также предлагалась в виде пятидверного лифтбека и универсала), но с системой полного привода, которая распределяла две трети тяги на заднюю ось. Сначала ставился V6 Cologne «два и восемь» с механическим впрыском топлива Bosch K-Jetronic. В конце декады его сменил 2,9-литровый мотор с электронным впрыском топлива.
Спорткары Ford XR: забытая порода


Merkur XR4Ti Из европейского «икс-ара» сделан удивительный спорткар для американского рынка. Ради него фордовцы придумали отдельный бренд Merkur и поручили дилерам Lincoln-Mercury заниматься реализацией. Забегая вперед скажем, что машина так и не смогла на равных соперничать с европейским премиумом. Иногда по нелепым причинам. Американцам не давалось произношение слова Merkur, в салонах Lincoln-Mercury трехдверка выглядела чужеродно, а дилеры, судя по всему, толком не понимали, как ее продавать.
Спорткары Ford XR: забытая порода


Снаружи Merkur повторял прообраз, но технически не копировал его. Под капотом — 2,3-литровая «турбочетверка» мощностью 177 л.с. от Mustang Turbo GT и Thunderbird Turbo Coupe. Базовая коробка передач — пятиступенчатая механическая, опционально — трехступенчатый «автомат». С 1984 по 1989 год выпущено 42 464 экземпляра.
Спорткары Ford XR: забытая порода


Ford Sierra XR8 Упомянутая ранее Cortina XR6 – не единственный спецвариант для южноафриканских энтузиастов. Sierra XR8 — его земляк. Он наверняка великолепно чувствовал бы себя в Австралии или Штатах. И казался свирепым варваром на фоне европейского «икс-ара». Все из-за «302-го» двигателя V8 (4,9 литра, 219 л.с.) от Ford Mustang. Для компенсации веса отнюдь не легкого агрегата в ход пошли более жесткие пружины (на 50% спереди и на 40% сзади). А заодно 11-дюймовые тормозные диски с четырехпоршневыми суппортами, чтобы все это великолепие останавливалось.
Спорткары Ford XR: забытая порода


Sierra с сердцем пони-кара достигает 97 км/ч (60 миль/ч) за 6,5 секунды и выжимает 232 км/ч. Для восьмидесятых великолепные характеристики! Впрочем, XR8 создавался не для банальных светофорных гонок, а с целью омологации для южноафриканского туринга. Построено всего-навсего 250 единиц.
Спорткары Ford XR: забытая порода


Ford Falcon XR6/XR8 Линейка Falcon для австралийского рынка достойна отдельного масштабного материала. Сегодня у нас сжатая форма, поэтому будем кратки. Быстроходные XR6 и XR8 увидели в свет на заре девяностых благодаря усилиям подразделения TVE (Ford Tickford Vehicle Engineering). Первый черпал мотивацию в четырехлитровой рядной «шестерке» (216 л.с.) с кастомным распредвалом и улучшенными головками блока цилиндров. Второй заряжен 4,9-литровым V8 Windsor. На фото версия с кузовом ute или coupe utility (легковой пикап).
Спорткары Ford XR: забытая порода


«Икс-ары» украшали палитру Falcon и присутствовали в ней вплоть до финального седьмого поколения. Особенно интересен XR6 Turbo: его рядный шестицилиндровый агрегат объемом 4,0 литра уступал 389-сильному XR8 с его «пять и четыре» всего 27 л.с.
Спорткары Ford XR: забытая порода


###Ford Capri XR2 В свое время Ford был повернут на имени Capri. Славное европейское купе Capri (1969–1986 годов) и Lincoln Capri (1952–1959 годов) — лишь верхушка айсберга. Если вспомнить все Mercury Capri, то голова пойдет кругом! Американский «клон» европейского Capri, вариация на тему третьего Mustang… Австралийское подразделение тоже не осталось в стороне. Правда, у одноименного тамошнего родстера особая генеалогия — переднеприводная платформа Mazda 323 и «четверки».
Спорткары Ford XR: забытая порода


Комплектация Capri XR2 доступна как с безнаддувным 1,6-литровым мотором (83 л.с.), так и с турбокомпрессорным (136 л.с.). А вот аналогичный спорткар для американского рынка, который продвигали под маркой Mercury (да-да, еще один Mercury Capri!) в формате XR2 был доступен именно с «турбочетверкой».
Спорткары Ford XR: забытая порода


Ford Focus XR5 Цифра рядом с буквами XR часто указывала на количество цилиндров. И вы уже наверняка догадались, что абсолютно неизвестный у нас Focus XR5 является собратом хот-хэтча Focus ST второго поколения для Австралии и Новой Зеландии. Под капотом тот же 2,5-литровый пятицилиндровый двигатель Volvo с турбонаддувом (225 л.с.) в сочетании с шестиступенчатой механической коробкой передач.
Спорткары Ford XR: забытая порода

Европейцы могли заказать Focus ST с трехдверным и пятидверным кузовом. XR5 предлагался только с последним. Поскольку топовый Focus RS до Австралии так и не добрался, «пятерка» считалась самым динамичным переднеприводным хэтчбеком Ford, продаваемым на другом конце света. Кстати, высокий спрос на ST в Европе привел к задержке запуска на год — до начала 2006-го.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+4
81
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.