Д’Аннунцио и его республика Фиуме — солдаты-нудисты, воздушные пираты и бесплатный кокаин
11 сентября 1919 года на карте Европы появилась непризнанная никем страна, получившая название Республика Красоты. Ее основателем был популярный итальянский поэт Габриеле д’Аннунцио, имевший свои, очень необычные представления о государственности. Граждане страны получали бесплатный кокаин, занимались йогой и могли ходить по улицам без одежды, а основной статьей пополнения бюджета стало морское и воздушное пиратство.
Для своей утопической республики д’Аннунцио выбрал небольшой город Фиуме, расположенный на границе Италии и Хорватии, на берегу Адриатического моря. Это был важнейший порт побережья и на него кроме Италии претендовало Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Но достался город поэту, который без боя захватил его вместе с двумя тысячами отчаянных ветеранов Первой мировой войны.
В начале XX столетия Габриеле д’Аннунцио считался величайшим поэтом Италии и одним из наиболее влиятельных литераторов Европы. Но однажды поэтический гений заинтересовался политикой и уже не смог отказаться от этого увлечения.
Его политическое кредо было очень запутанным и поэтому его сложно точно охарактеризовать. Но одно известно точно, что д’Аннунцио не без основания считают одним из отцов итальянского фашизма и изобретателем той самой «зиги», которая еще сыграет свою роль в мировой истории.
Поэт был личностью без преувеличения выдающейся. Природа наделила Габриеле маленьким ростом, плешивой головой и не слишком привлекательным лицом, но зато не поскупилась на ум и обаяние. Эстетствующий литератор, обожавший тусовки, кокаин и женщин, был настоящим кумиром итальянских девиц и солидных матрон.
Благодаря солидному состоянию д’Аннунцио жил в свое удовольствие — сорил деньгами, соблазнял красоток и толкал пламенные речи о счастливом будущем, которое скоро наступит. Его персона была окружена множеством легенд — говорили, что он пьет вино и чаши, сделанной из черепа девственницы, а его туфли сделаны из человеческой кожи. Также ходили слухи, что в особняке прожигателя жизни есть целая комната, отведенная под картотеку соблазненных женщин.
Известная балерина Асейдора Дункан писала о д’Аннунцио, которого знала очень хорошо, следующее:
Когда началась Первая мировая война, Габриеле д’Аннунцио уже имел скандальную репутацию. Он имел солидные связи среди европейской богемы, был пойман за руку на финансовых махинациях и его даже отлучили от церкви за провокационные и неприличные стихи.
Когда грянула Первая мировая поэту-декаденту было уже 52 года и он не имел ни малейшего понятия о военной службе. Несмотря на это д’Аннунцио записался в авиацию и за короткое время дослужился до звания подполковника. В воздушных боях он проявил себя как отважный пилот и талантливый командир.
Именно Габриеле д’Аннунцио организовал первый в мировой истории рейд бомбардировщиков на вражескую столицу. В 1918 году бесстрашный летчик и его подчиненные сбросили над Веной тысячи листовок, в которых Габриеле предупреждал, что это могли бы быть и бомбы. Налет обошелся без жертв, но оказал сильное деморализующее действие на противника.
Параллельно бравый подполковник умудрялся грубить командованию и устраивать акции неподчинения, выступать перед толпой с пафосными поэмами и спать с женщинами, которые были без ума от романтичного поэта-летчика с гусарскими манерами.
В одном из боев Габриеле был ранен и ослеп на один глаз. Авиация для него была закрыта, но он тут же перешел в пехоту и покрыл свою голову лаврами еще и на этом поприще. К концу войны Габриеле д’Аннунцио заработал колоссальный авторитет среди ветеранов и горячую любовь земляков.
Имея невероятно деятельную натуру, поэт не смог просто пожинать плоды своей воинской славы и с головой ринулся в политику. Чтобы не мелочиться, он сблизился сразу с тремя политическими силами: социалистами, монархистами и Муссолини. Всем этим ребятам льстило внимание героя, но тот использовал соратников только для достижения своих целей.
В начале политической карьеры д’Аннунцио придумал ту самую пресловутую «зигу». Точнее, не придумал, а подсмотрел на известной картине Жака Луи Давида «Клятва Горациев». На ней три брата из знатного римского рода клянутся в верности своей стране, подняв перед собой руки. Габриеле сумел убедить всех, что именно так и выглядел знаменитый «римский салют».
На самом деле граждане Рима здоровались как нормальные мужики, пожимая друг другу руки, но кому было интересно такое банальное приветствие? «Римский салют» взял на вооружение Муссолини и он прижился среди людей определенного круга.
Появление Республики Красоты
Город Фиуме, которому предстояло стать утопической Республикой Красоты, когда-то принадлежал Венеции, а затем входил в состав Австро-Венгрии. После войны он стал ничейным и спорным, пока его не прибрал к рукам неугомонный д’Аннунцио и его соратники.
Сразу стоит сказать, что жители Фиуме сами попросили д’Аннунцио стать их князем. Им надоела неопределенность и подвешенное состояние «ничейной» территории, где царит безвластие. 11 сентября 1019 года авантюрист с двумя тысячами бывших фронтовиков предпринял поход на Фиуме и занял город.
Вступление Габриеле в город происходило чрезвычайно пафосно — поэт ехал в открытом автомобиле впереди колонны соратников, а местные жители усыпали его лепестками роз. Новый правитель города, находившийся под действием кокаина, произнес перед горожанами пламенную речь, которую те приняли с ликованием.
После этого присутствующие услышали несколько поэтических новинок, посвященных торжественному случаю. Завершив общение с гражданами новоиспеченной республики, д’Аннунцио тут же принялся за реализацию своего утопического проекта. Он был уверен, что все должно быть легко, иррационально и максимально весело, поэтому написал конституцию в стихах.
В главном законе своего маленького государства Габриеле закрепил право граждан на свободную любовь, нудизм и свободный труд. Отныне каждый мог работать лишь до тех пор, пока не устанет. Власть брала на себя обязательства организовывать развлечения и предоставлять бесплатное музыкальное образование всем желающим. Все налоги в маленькой стране, которую назвали Республикой Красоты, были упразднены.
Правитель Фиуме тут же сформировал правительство. Министром культуры стал известный дирижер Артуро Тосканини, а на должность министра финансов поставили парня, имевшего три судимости за кражи и мошенничества. Министерство иностранных дел было передано под управление коллеги и давнего друга д’Аннунцио, бельгийского поэта-анархиста Леона Кохницкого.
Премьер-министром стал Альцесте де Амбрис, лютый враг Муссолини. Это было самое странное назначение из всех, так как сам глава республики считался одним из сторонников будущего дуче. Вообще, в действиях д’Аннунцио не стоит искать логики, так как человек он был импульсивный, творческий и склонный к употреблению наркотических веществ.
Важно уточнить, что сам авантюрист не слишком серьезно относился к своей миссии. Все это затевалось с одной целью — обратить внимание на Фиуме правительства Италии, чтобы город, наконец, аннексировали. Но этого не произошло. Только что завершившаяся война расставила все по своим местам и в Риме не хотели нарушать это хрупкое равновесие.
Перформанс д’Аннунцио, который должен был завершиться через пару месяцев, затянулся и поэту пришлось брать на себя настоящую ответственность за граждан своей опереточной, но независимой страны. Так как налогов в Республике Красоты не было, то бюджет не наполнялся. Кроме этого, Фиуме никто не признал государством и вокруг крошечного образования воцарился политический и экономический вакуум.
Граждане республики очень скоро поняли, что скоро им придется голодать и начали задавать своему президенту неприлично много вопросов. Чтобы как-то разрядить обстановку, д’Аннунцио начал организовывать массовые культурные мероприятия.
По улицам города начали проходить факельные шествия и парады солдат, нередко в полностью обнаженном виде. На главной площади Фиуме играл оркестр под управлением Тосканини, а специальные лоточники раздавали всем желающим кокаин. Сам Габриеле принял активное участие в общественно-культурной жизни города — он носился на своем открытом «Фиате» по городу и предместьям и то тут, то там толкал речи и читал стихи.
Пираты XX века: на море и в воздухе
Но поэмами, кокаином и нудистскими парадами сыт не будешь и президент это отлично понимал. Поэтому д’Аннунцио пришлось пойти на отчаянный шаг — он организовал пиратскую флотилию из рыбацких и торговых посудин и этот разношерстный «флот» принялся брать на абордаж суда в Адриатике.
Соратник Габриеле д’Аннунцио, монархист Гвидо Келлер отвечал в молодой республике за пропаганду йоги и здорового образа жизни. Но в условиях экономического кризиса ему пришлось также принять участие в спасении экономики Республики Красоты.
Гвидо, бывший военный летчик и отчаянный человек, организовал небольшой авиаотряд, который начал совершать беспрецедентные пиратские рейды. Самолеты пиратов Келлера приземлялись на поля и дороги неподалеку от вилл итальянских богачей, после чего дома оперативно обносились вежливо, но настойчиво. Именно этим и жила молодая республика Фиуме.
Проделки подданных Республики Красоты обходились без жертв и поэтому долгое время власти Италии закрывали на них глаза. Но всему есть предел и Фиуме было решено аннексировать. Правда все пошло совершенно не по сценарию д’Аннунцио. Сначала Рим отказался от территориальных претензий на Фиуме, что превратило республику в буферную зону, полностью лишенную какого-либо международного статуса.
Президент Габриеле решил повлиять на ситуацию и объявил Италии войну, чтобы сразу же сдаться. Но Италия выбрала другой сценарий и прислала к берегам Фиуме флот, который обстрелял город из артиллерии. 30 декабря 1920 года было объявлено о капитуляции и президент-поэт сложил свои полномочия. У власти д’Аннунцио продержался всего 500 дней.
После этого город еще несколько лет оставался ничьим, пока в 1924 году его не присоединил к Италии пришедший там к власти Муссолини. Габриеле д’Аннунцио больше не устраивал экстравагантных акций и вел себя так, как это пристало уважаемому человеку на пенсии.
За свою удивительную жизнь он успел побыть самым известным поэтом Италии, героем войны и диктатором. Муссолини очень уважал и ценил старшего товарища и во многом копировал его манеру выступлений и поведения. Дуче присвоил поэту звание почетного академика, подарил титул князя и выделил роскошную виллу Витториале в Ломбардии.
При этом диктатор всерьез опасался энергичного авторитетного старика и окружил его целой армией соглядатаев. Но д’Аннунцио больше не интересовался политикой — с возрастом он слегка тронулся рассудком и был полностью занят своей манией величия.
Он создал в поместье Витториале музей имени себя, окружил себя восторженными поклонницами и льстецами и начал без меры предаваться своему основному пороку — кокаинизму. Умер бывший президент Республики Красоты Фиуме легко и быстро. 1 марта 1938 года у него прямо в спальне случился инсульт, сразу же после интимной встречи с одной из страстных поклонниц. Старику было 74 года.
По своей абсурдности Республика Красоты Фиуме может сравниться разве что с королевством Андорра, во главе которого стоял другой авантюрист начала XX века — Борис Скосырев.
- Комментарии