В старые добрые времена на Руси существовали профессии, названия которых звучат странно для современного человека. Тем более необычно выглядело то, чем занимались обладатели этих специальностей. Плевальщицы были в деревнях России незаменимыми людьми, начиная с дохристианских времен и до начала 19 века, а последние из них трудились еще в начале 20 столетия. Кто же они такие и почему их мастерство высоко ценили в крестьянской среде?
Из школьного курса истории мы знаем, что конца 17 столетия на Руси не знали картофеля. Пока царь-реформатор Петр I не начал кнутом и пряником насаждать американский корнеплод, основной сельскохозяйственной культурой у русских была репа. Из нее варили каши и похлебки, ее парили и запекали, ею фаршировали птицу и пироги и даже делали квас.
Применяли репу и в народной медицине, приготовляя из нее снадобья от кашля, зубной боли, колик в животе, импотенции и многих других напастей. Репу заготавливали в погребах и подполах на зиму, а ее неурожай становился настоящей катастрофой, грозящей вполне реальным голодом. Не удивительно, что этот корнеплод фигурирует во многих русских сказках.
Выращивать репу несложно и если погода благоприятствует, а хозяин не ленится, эта культура дает хороший урожай. А вот сажать репу очень тяжело и проблема даже не в подготовке грядок к посадке. Дело в том, что семена репы очень мелкие — всего в 1 грамме их может быть около 600!
Бросать такие семена горстями как рожь или пшеницу нельзя, так как репа любит, чтобы ее высаживали равномерно, без тесноты. В то же время на небольших земельных наделах крестьян на счету был каждый сантиметр и засеивать огород нужно было рационально.
Чтобы соблюдать все правила посадки и обращались к плевальщицам — женщинам, которые умели ртом сеять семена репы. Профессионалки этого дела имелись в любой местности, но было таких «спецов» немного. Для такой работы требовалась определенная сноровка и, вероятно, особый талант.
Плевальщица набирала в рот мельчайшие семена репы и аккуратно, точно и быстро выплевывала их мелкими порциями на подготовленные к посадке грядки. Семена ценились высоко, поэтому не должно было пропасть зря ни грамма посадочного материала. С такими работницами рассчитывались по-разному — у кого водились деньжата, те платили, но чаще всего специалисту по плевкам полагалась некоторая доля урожая.
С ростом популярности в простом народе картофеля, ценность плевальщиц в крестьянской среде постепенно снижалась. В начале 19 века репа уже не была «стратегическим» для простого народа продуктом и репу сеяли без былой деликатности, каждый сам себе и как мог. Последние плевальщицы исчезли с появлением средств механизации сельского хозяйства и снижением цены на репу и ее семена. Произошло это примерно на рубеже 19 и 20 столетия.