6 причин почему не получается похудеть
Вы продолжаете есть, даже когда понимаете, что нужно остановиться? Этому есть разумное объяснение. Вернее, их несколько, и одно из них точно про вас.
Чтобы выяснить, действительно ли еда является вашей копинг-стратегией, совершите мысленные путешествия в прошлое — с психоаналитиком, который будет вашим проводником, или, если вы к этому готовы, самостоятельно. Попытайтесь вспомнить обстоятельства жизни, которые могли способствовать появлению зависимости от еды. Когда вы начали толстеть, а когда — переживать из-за своей фигуры? Что тому предшествовало? Как часто и чем вы утешаетесь в холодильнике сейчас? А главное — переживая из-за лишнего веса, решение каких более серьезных проблем вы переносите в конец списка?
Второй шаг — научиться отличать подлинный, физиологический голод от психологического, то есть желания расслабиться, переключиться, отвлечься. Один из способов — хотя бы неделю стараться есть строго по часам, делая четырехчасовой перерыв между приемами пищи. А когда возникает желание что-то пожевать, обманите себя — выпейте стакан воды, а потом задайте себе вопрос: «Я действительно голодна или просто хочу сделать себе приятное?»
Причиной того, что мы не можем сбросить вес, часто является подсознательный страх реальной, взрослой жизни с ее опасностями и рисками. «Лишний вес — это психологическая защита, броня, — объясняет юнгианский психолог Ольга Данилина. — Вы неосозанно стремитесь стать для мира несъедобной, надеясь таким образом избежать страданий». Полнота — это психологическая защита от любых перемен, особенно если человек к ним внутренне не готов. Новое, более стройное тело — это же новая вы! А вдруг придется поменять не только гардероб, но и мужчину, образ жизни, работу — заново выстроить отношения с людьми, привыкшими видеть вас в формате XL. А это большое дело — неудивительно, что изменения многих пугают, а лишние килограммы в этом случае приносят вторичную выгоду. Этот самообман совершенно не мешает женщине переживать из-за своей фигуры и сидеть на диете — результаты, если и появятся, будут недолговечными. В этом случае поможет честный разговор с собой. Чего я на самом деле боюсь? Что для меня в жизни самое важное? О чем я больше всего мечтаю? Чего я вообще хочу? Что бы в первую очередь хотела изменить, если бы все было возможно?
Многих из нас в детстве заставляли доедать все до последней крошки. Некоторые, будучи послушными девочками, до сих пор давятся кусками, которые уже не лезут в горло, потому что выбрасывать еду нехорошо. А если в семье большинство родственников упитанные, то похудение — это символическое предательство своего рода, отказ от корней, от традиций. Этот психологический феномен называют «лояльностью предкам». Эта лояльность может быть так сильна, что мы запрещаем себе быть другими. Потому что еда — это любовь. Родственники нас очень любили и поэтому усиленно кормили. Отказ от еды или радикальное изменение привычек питания ассоциируется в подсознании со страхом потерять любовь. «Худеть — это разрывать связи с теми, кто любил нас такими, какие мы есть, и кому мы говорим своими попытками сбросить вес, что они ошибались, любя нас, поскольку сами не любим себя такими», — такую логическую цепочку выстраивает французский психиатр и специалист по нарушениям питания Жерар Апфельдорфер, автор книги «Похудение — в вашей голове». Автор советует учиться внимательно слушать себя — распознавать свои пищевые ритмы, отмерять, сколько еды вашему организму на самом деле необходимо. Например, можно в течение недели накладывать себе порции меньшего, чем обычно, размера или есть чаще, чем вы привыкли, фиксируя свои ощущения в перерывах между приемами пищи. А главное — сказать себе, что ешь (и худеешь при этом) не ради кого-то или чего-то, а ради себя, и делаешь при этом сознательный, взрослый выбор.
Чтобы выяснить, почему вы не можете сбросить вес, с какой интенсивностью сжигаете калории, как у вас протекает липидный обмен, каков уровень гормонов, отвечающих за чувство голода и сытости (а у каждого человека, в зависимости от набора генов, эти процессы протекают индивидуально), какая диета, продукты и вид спорта лучше всего подходят именно вам, можно обратиться к генетикам, которые изучат именно ваш генотип и на основе полученных данных выдадут подробнейшие рекомендации по питанию и образу жизни. Генетические анализы при избыточном весе сейчас делают во многих независимых лаботаториях. Разумеется, вам понадобится не просто пройти тесты, но еще и найти грамотного эндокринолога и диетолога, который их расшифрует для вас и поможет составить дальнейшую программу действий.
В некоторых семьях детей не кормят на убой, а наборот, как только они начинают что-то понимать, пугают лишним весом. В этом случае килограммы могут быть бунтом против родителя, навязывавшего стандарты стройности. «Мама навязала вам некий образ, вы хотите свободы, и тело реагирует на принуждение набором веса, подрывая вашу уверенность в себе. А мозг при этом посылает сигналы, что нужно укреплять жировые запасы, чтобы защитить организм в такой шаткой ситуации», — пишет психиатр и диетолог, автор книги «Вес и я» Бернар Вейфельд. А если по натуре вы человек скрытный, привыкший подавлять чувства и эмоции, то тело может начать самовыражаться за вас.
«Похудеть — это акт самоутверждения, но для этого нужно учиться объяснять окружающим то, что ты делаешь, и трудности, с которыми при этом сталкиваешься, зрелым цивилизованным способом, а не втихаря заедая свои страдания», — говорит Жерар Апфельдорфер. Еще очень важно ничего себе не запрещать — иначе вы взбунтуетесь. Диета — особенно строгая — это всегда стресс. Как только она заканчивается, вы вознаграждаете себя за перенесенные лишения красивыми пирожными.
«Перестаньте демонизировать определенные продукты, — говорит психолог Мишель Фрейд, автор книги „Похудеть и примириться с собой“. — Чем больше себе запрещаешь, тем сильнее внутреннее напряжение и риск рано или поздно потерять контроль». Разрешите себе есть все — просто по чуть-чуть. У половины булочки с корицей и у целой вкус один и тот же, самое острое гастрономическое ощущение дает первый кусок — потом вы просто бессмысленно, по привычке жуете. Или делайте как многие француженки: в течение недели они соблюдают диету, а в выходные едят все, что им хочется, — желудок сужается, и много за семейным обедом все равно в себя не впихнешь.
Еда — особенно сладкая — это счастье. Только потому, что общество объявило десерт счастьем, а мы ему поверили. Мы также выучили, что счастье — это любовь, секс, шоппинг. Когда мы этим занимаемся, организм вырабатывает эндорфины. Если эмоций не хватает, наступает эндорфиновый голод. Психологи еще называют его сенсорной депривацией — дефицитом чувственных ощущений. Это свойственно многим современным людям, у которых так много дел, что они не успевают насладиться каждым из них. В том числе едой — поэтому мы для усиления ощущений пытаемся в пять минут вместить как можно больше блюд. Попробуйте приятные вещи делать медленно — например, не пытайтесь за один субботний вечер поужинать в гостях в трех разных местах. И расширьте свой список вещей, которые делают вас счастливой.
Вы имеете право быть оригинальной — признайтесь себе, что вам нравится расчесывать собаку, красить ногти, ходить на тайский массаж, читать скандинавские детективы, покупать виниловые пластинки, играть в «Мафию», долго ехать на машине в какой-нибудь красивый русский город. Еда вам тоже нравится — в числе прочего. Диетологи, кстати, советуют есть с закрытыми глазами, прислушиваясь к вкусовым ощущениям. «Превратите каждый прием пищи в дегустацию, — советует французский психотерапевт Жан-Филипп Зермати. — Чем больше мы стараемся почувствовать вкусовые оттенки и аромат пищи, тем скорее приходит насыщение».
Вы хотите съесть свой стресс
Мы заглушаем наши проблемы, вместо того чтобы по-настоящему их проживать. Так появляется зависимость от еды. Добавьте к этому любимое женское чувство — вины, когда вам кажется, что вы недостойны любви и, следовательно, красивого стройного тела. Этим все иногда грешат, но важно поймать себя на этой глупой мысли и не дать установке укорениться — иначе у нее есть все шансы стать вашей подсознательной жизненной программой.Чтобы выяснить, действительно ли еда является вашей копинг-стратегией, совершите мысленные путешествия в прошлое — с психоаналитиком, который будет вашим проводником, или, если вы к этому готовы, самостоятельно. Попытайтесь вспомнить обстоятельства жизни, которые могли способствовать появлению зависимости от еды. Когда вы начали толстеть, а когда — переживать из-за своей фигуры? Что тому предшествовало? Как часто и чем вы утешаетесь в холодильнике сейчас? А главное — переживая из-за лишнего веса, решение каких более серьезных проблем вы переносите в конец списка?
Второй шаг — научиться отличать подлинный, физиологический голод от психологического, то есть желания расслабиться, переключиться, отвлечься. Один из способов — хотя бы неделю стараться есть строго по часам, делая четырехчасовой перерыв между приемами пищи. А когда возникает желание что-то пожевать, обманите себя — выпейте стакан воды, а потом задайте себе вопрос: «Я действительно голодна или просто хочу сделать себе приятное?»
Вас защищают ваши бока и живот
Причиной того, что мы не можем сбросить вес, часто является подсознательный страх реальной, взрослой жизни с ее опасностями и рисками. «Лишний вес — это психологическая защита, броня, — объясняет юнгианский психолог Ольга Данилина. — Вы неосозанно стремитесь стать для мира несъедобной, надеясь таким образом избежать страданий». Полнота — это психологическая защита от любых перемен, особенно если человек к ним внутренне не готов. Новое, более стройное тело — это же новая вы! А вдруг придется поменять не только гардероб, но и мужчину, образ жизни, работу — заново выстроить отношения с людьми, привыкшими видеть вас в формате XL. А это большое дело — неудивительно, что изменения многих пугают, а лишние килограммы в этом случае приносят вторичную выгоду. Этот самообман совершенно не мешает женщине переживать из-за своей фигуры и сидеть на диете — результаты, если и появятся, будут недолговечными. В этом случае поможет честный разговор с собой. Чего я на самом деле боюсь? Что для меня в жизни самое важное? О чем я больше всего мечтаю? Чего я вообще хочу? Что бы в первую очередь хотела изменить, если бы все было возможно?
Вы слушаетесь маму
Многих из нас в детстве заставляли доедать все до последней крошки. Некоторые, будучи послушными девочками, до сих пор давятся кусками, которые уже не лезут в горло, потому что выбрасывать еду нехорошо. А если в семье большинство родственников упитанные, то похудение — это символическое предательство своего рода, отказ от корней, от традиций. Этот психологический феномен называют «лояльностью предкам». Эта лояльность может быть так сильна, что мы запрещаем себе быть другими. Потому что еда — это любовь. Родственники нас очень любили и поэтому усиленно кормили. Отказ от еды или радикальное изменение привычек питания ассоциируется в подсознании со страхом потерять любовь. «Худеть — это разрывать связи с теми, кто любил нас такими, какие мы есть, и кому мы говорим своими попытками сбросить вес, что они ошибались, любя нас, поскольку сами не любим себя такими», — такую логическую цепочку выстраивает французский психиатр и специалист по нарушениям питания Жерар Апфельдорфер, автор книги «Похудение — в вашей голове». Автор советует учиться внимательно слушать себя — распознавать свои пищевые ритмы, отмерять, сколько еды вашему организму на самом деле необходимо. Например, можно в течение недели накладывать себе порции меньшего, чем обычно, размера или есть чаще, чем вы привыкли, фиксируя свои ощущения в перерывах между приемами пищи. А главное — сказать себе, что ешь (и худеешь при этом) не ради кого-то или чего-то, а ради себя, и делаешь при этом сознательный, взрослый выбор.
Ген ожирения
Чтобы выяснить, почему вы не можете сбросить вес, с какой интенсивностью сжигаете калории, как у вас протекает липидный обмен, каков уровень гормонов, отвечающих за чувство голода и сытости (а у каждого человека, в зависимости от набора генов, эти процессы протекают индивидуально), какая диета, продукты и вид спорта лучше всего подходят именно вам, можно обратиться к генетикам, которые изучат именно ваш генотип и на основе полученных данных выдадут подробнейшие рекомендации по питанию и образу жизни. Генетические анализы при избыточном весе сейчас делают во многих независимых лаботаториях. Разумеется, вам понадобится не просто пройти тесты, но еще и найти грамотного эндокринолога и диетолога, который их расшифрует для вас и поможет составить дальнейшую программу действий.
Вы бунтуете
В некоторых семьях детей не кормят на убой, а наборот, как только они начинают что-то понимать, пугают лишним весом. В этом случае килограммы могут быть бунтом против родителя, навязывавшего стандарты стройности. «Мама навязала вам некий образ, вы хотите свободы, и тело реагирует на принуждение набором веса, подрывая вашу уверенность в себе. А мозг при этом посылает сигналы, что нужно укреплять жировые запасы, чтобы защитить организм в такой шаткой ситуации», — пишет психиатр и диетолог, автор книги «Вес и я» Бернар Вейфельд. А если по натуре вы человек скрытный, привыкший подавлять чувства и эмоции, то тело может начать самовыражаться за вас.
«Похудеть — это акт самоутверждения, но для этого нужно учиться объяснять окружающим то, что ты делаешь, и трудности, с которыми при этом сталкиваешься, зрелым цивилизованным способом, а не втихаря заедая свои страдания», — говорит Жерар Апфельдорфер. Еще очень важно ничего себе не запрещать — иначе вы взбунтуетесь. Диета — особенно строгая — это всегда стресс. Как только она заканчивается, вы вознаграждаете себя за перенесенные лишения красивыми пирожными.
«Перестаньте демонизировать определенные продукты, — говорит психолог Мишель Фрейд, автор книги „Похудеть и примириться с собой“. — Чем больше себе запрещаешь, тем сильнее внутреннее напряжение и риск рано или поздно потерять контроль». Разрешите себе есть все — просто по чуть-чуть. У половины булочки с корицей и у целой вкус один и тот же, самое острое гастрономическое ощущение дает первый кусок — потом вы просто бессмысленно, по привычке жуете. Или делайте как многие француженки: в течение недели они соблюдают диету, а в выходные едят все, что им хочется, — желудок сужается, и много за семейным обедом все равно в себя не впихнешь.
Вам не хватает радости
Еда — особенно сладкая — это счастье. Только потому, что общество объявило десерт счастьем, а мы ему поверили. Мы также выучили, что счастье — это любовь, секс, шоппинг. Когда мы этим занимаемся, организм вырабатывает эндорфины. Если эмоций не хватает, наступает эндорфиновый голод. Психологи еще называют его сенсорной депривацией — дефицитом чувственных ощущений. Это свойственно многим современным людям, у которых так много дел, что они не успевают насладиться каждым из них. В том числе едой — поэтому мы для усиления ощущений пытаемся в пять минут вместить как можно больше блюд. Попробуйте приятные вещи делать медленно — например, не пытайтесь за один субботний вечер поужинать в гостях в трех разных местах. И расширьте свой список вещей, которые делают вас счастливой.
Вы имеете право быть оригинальной — признайтесь себе, что вам нравится расчесывать собаку, красить ногти, ходить на тайский массаж, читать скандинавские детективы, покупать виниловые пластинки, играть в «Мафию», долго ехать на машине в какой-нибудь красивый русский город. Еда вам тоже нравится — в числе прочего. Диетологи, кстати, советуют есть с закрытыми глазами, прислушиваясь к вкусовым ощущениям. «Превратите каждый прием пищи в дегустацию, — советует французский психотерапевт Жан-Филипп Зермати. — Чем больше мы стараемся почувствовать вкусовые оттенки и аромат пищи, тем скорее приходит насыщение».
+6
100
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии