Никита Хрущев стал первым правителем в нашей стране, кто путешествовал самолетом. Специально к его визиту в США приготовили даже не один самолет, а два – разной конструкции.
В 1959 году главы СССР и США впервые в истории обменялись визитами.
Первым в Советский Союз прилетел президент Ричард Никсон. Ответную поездку Никиты Хрущева планировали провести в сентябре 1959 года. Чтобы не ударить в грязь лицом, советского лидера рассчитывали отправить на новом авиалайнере Ту-114.
Как создавали Ту-116
Однако поскольку в то время Ту-114 все еще был на стадии разработки, потом испытаний, то решили на всякий случай сделать «времянку» – на скорую руку переоборудовать под дипломатический самолет бомбардировщик Ту-95М.
С самолета демонтировали все вооружение, а внутри фюзеляжа разместили пять жилых отсеков:
▶правительственный салон на 3 места,
▶салон для работников аппарата на 20 мест,
▶кухню,
▶туалет и
▶отдельную каюту для охраны.
В тех местах, где находились салоны, в бортах прорезали иллюминаторы.
Огромный самолет весом почти 100 тонн имел даже парашют для экстренного снижения.
Кроме того, в его длинном фюзеляже нашлось место для двух надувных моторок и трех надувных плотов и аварийных маслобаков для гидросистемы.
Невезучий трап
«Дипломатический бомбардировщик» получил обозначение Ту-116. Он был готов и прошел все испытания в 1958 году – на год раньше, чем Ту-114. Однако Хрущев наотрез отказался лететь на нем в Америку. Есть легенда, что причиной стал трап-рампа в задней части фюзеляжа. Если верить изданию «Газета.ру», то он со свойственной ему простотой сказал: «Я должен приветствовать их стоя высоко, во весь рост, от двери, а не вылезать из задницы самолёта».
К счастью, Ту-114 сдали вовремя, избавив лидера КПСС от конфузной ситуации.
«Я должен приветствовать их стоя высоко, во весь рост, от двери, а не вылезать из задницы самолёта».
Никита Хрущев
Глава СССР в 1953-1964 гг.
А два построенных экземпляра Ту-116 передали в ВВС, где они возили высший комсостав, различные комиссии и инженерно-технические команды вплоть до начала 1990-х. Один из них сохранился до наших дней и сейчас находится в музее истории гражданской авиации в Ульяновске.