Мечта Чехословакии: история забытого смелого проекта Škoda
В середине 1960-х чехословацкая марка выпускала маленькие автомобили оригинальной конструкции, которые были популярны во всех странах Варшавского договора и ценились даже на Западе. Но заводчанам хотелось большего: они еще помнили довоенные времена, когда Škoda была законодателем автомобильной моды.
Автопром Чехословакии – один из самых старых в мире и вплоть до 1930-х годов входил в число наиболее продвинутых.
Достаточно вспомнить, что та же Škoda – это пятый старейший автопроизводитель мира. С ее конструкторами на равных общался сам Фердинанд Порше, а чешские автомобили ценились по всей Европе и отличались технической оригинальностью.
Вторая мировая война и оккупация немцами сильно подкосила марку, но к середине 1960-х она несколько выправилась и выпускала гамму неплохих малолитражек. Как бы их описать? Представьте себе помесь нашего «Запорожца» (близки габариты, у обоих машин мотор сзади и воздушное охлаждение) и французского спорткара Alpine (от него – хребтовая рама). Чешские машины отличал симпатичный дизайн и ездовые качества, за что на Западе их шутливо прозвали «Porsche для бедных».
Цель – обогнать капиталистов
Однако в Škoda хотели на равных конкурировать с западными марками, что логично – если уж вы утверждаете, что советский человек живет лучше, чем человек в капиталистическом мире, дайте ему лучший автомобиль.
Но сначала хотя бы нужно сделать не хуже. В 1966 году конструкторы Škoda разработали два семейства автомобилей классической переднемоторной компоновки.
Проект 720
Первый из них в наши дни отнесли к классу D. Машина должна была выпускаться в трех вариантах кузовов – седан, универсал и купе – а ее экстерьер работы Ивана Розека (см. заглавное фото и иллюстрацию ниже) сильно напоминал модели Lancia и BMW.
Внутри еще интереснее. Новый двигатель объемом 1,25-1,5 л имел мощность до 98 л. с., и с ним седан разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд, а максимальная скорость достигла 150 км/ч. Для сравнения, автопром СССР такие динамичные машины начал делать выпускать лишь в 1980-х. Кроме этого, у чехословацкого концепта была независимая подвеска, а в последующие годы в список технических фишек добавили дисковые тормоза, автоматическую коробку передач и систему впрыска топлива.
Проект 740
Вторая модель была меньше по размеру и объему двигателей – от 0,9 л до 1,1 л – и имел кузов хэтчбек работы Йозефа Чеха. Если бы этот проект пошел в жизнь, Škoda стала бы одной из первых автомобильных компаний в мире, кто начал делать машины с таким типом кузова.
Приход итальянцев
Дизайн обеих машин историки считают смелым и оригинальным – чехословацким дизайнерам удалось не просто повторить, а угадать будущие тенденции. Появившиеся позже модели Alfa Romeo, Lancia, Renault и BMW были оформлены в том же стиле.
Однако аппаратчики из правительства его раскритиковали. Тогда на Škoda пригласили молодого перспективного итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро и его фирмы ItalDesign. Он немного подправил черты 720-й, сделав ее еще ближе к западноевропейским тенденциям. Стало ли лучше, судите сами – о вкусах не спорят.
Что помешало
Возможно, критика внешности была только отговоркой, скрывавшей истинную причину, почему дальнейшую разработку проектов 720/740 не разрешили. Возможно, вмешался СССР, поскольку Škoda явно собиралась перебежать дорогу нашему «Автоэкспорту» с его «Москвичами» и «Жигулями». Возможно, причиной стала «Пражская весна» – политическая оттепель в Чехословакии, за которой последовала реакция, затягивание гаек и разделение ЧССР на две республики с равными правами – Чехию и Словакию. Как бы то ни было, Škoda смогла-таки разработать новую модель лишь в конце 1980-х – ею стала Favorit.
Источник
Автопром Чехословакии – один из самых старых в мире и вплоть до 1930-х годов входил в число наиболее продвинутых.
Достаточно вспомнить, что та же Škoda – это пятый старейший автопроизводитель мира. С ее конструкторами на равных общался сам Фердинанд Порше, а чешские автомобили ценились по всей Европе и отличались технической оригинальностью.
Вторая мировая война и оккупация немцами сильно подкосила марку, но к середине 1960-х она несколько выправилась и выпускала гамму неплохих малолитражек. Как бы их описать? Представьте себе помесь нашего «Запорожца» (близки габариты, у обоих машин мотор сзади и воздушное охлаждение) и французского спорткара Alpine (от него – хребтовая рама). Чешские машины отличал симпатичный дизайн и ездовые качества, за что на Западе их шутливо прозвали «Porsche для бедных».
Цель – обогнать капиталистов
Однако в Škoda хотели на равных конкурировать с западными марками, что логично – если уж вы утверждаете, что советский человек живет лучше, чем человек в капиталистическом мире, дайте ему лучший автомобиль.
Но сначала хотя бы нужно сделать не хуже. В 1966 году конструкторы Škoda разработали два семейства автомобилей классической переднемоторной компоновки.
Проект 720
Первый из них в наши дни отнесли к классу D. Машина должна была выпускаться в трех вариантах кузовов – седан, универсал и купе – а ее экстерьер работы Ивана Розека (см. заглавное фото и иллюстрацию ниже) сильно напоминал модели Lancia и BMW.
Внутри еще интереснее. Новый двигатель объемом 1,25-1,5 л имел мощность до 98 л. с., и с ним седан разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд, а максимальная скорость достигла 150 км/ч. Для сравнения, автопром СССР такие динамичные машины начал делать выпускать лишь в 1980-х. Кроме этого, у чехословацкого концепта была независимая подвеска, а в последующие годы в список технических фишек добавили дисковые тормоза, автоматическую коробку передач и систему впрыска топлива.
Проект 740
Вторая модель была меньше по размеру и объему двигателей – от 0,9 л до 1,1 л – и имел кузов хэтчбек работы Йозефа Чеха. Если бы этот проект пошел в жизнь, Škoda стала бы одной из первых автомобильных компаний в мире, кто начал делать машины с таким типом кузова.
Приход итальянцев
Дизайн обеих машин историки считают смелым и оригинальным – чехословацким дизайнерам удалось не просто повторить, а угадать будущие тенденции. Появившиеся позже модели Alfa Romeo, Lancia, Renault и BMW были оформлены в том же стиле.
Однако аппаратчики из правительства его раскритиковали. Тогда на Škoda пригласили молодого перспективного итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро и его фирмы ItalDesign. Он немного подправил черты 720-й, сделав ее еще ближе к западноевропейским тенденциям. Стало ли лучше, судите сами – о вкусах не спорят.
Что помешало
Возможно, критика внешности была только отговоркой, скрывавшей истинную причину, почему дальнейшую разработку проектов 720/740 не разрешили. Возможно, вмешался СССР, поскольку Škoda явно собиралась перебежать дорогу нашему «Автоэкспорту» с его «Москвичами» и «Жигулями». Возможно, причиной стала «Пражская весна» – политическая оттепель в Чехословакии, за которой последовала реакция, затягивание гаек и разделение ЧССР на две республики с равными правами – Чехию и Словакию. Как бы то ни было, Škoda смогла-таки разработать новую модель лишь в конце 1980-х – ею стала Favorit.
Источник
+2
160
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии