Эти перспективные советские разработки так и остались невостребованными в современной России
С момента развала СССР прошло более 30 лет. Из-за этого события мир не увидел массу амбициозных проектов и образцов техники, причем как военной, так и гражданской. Рассмотрим несколько самых необычных и смелых решений, которые так и остались на стадии разработок и не поступили в серийное производство.
Бюджет проекта «Энергия – Буран» составлял более 15,5 млрд рублей
Это самый крупный и по совместительству последний продукт космической программы СССР, получивший название «Энергия – Буран». Ракета-носитель под маркировкой «Энергия» со сверхбольшой массой создавалась для подъема на околоземную орбиту челнока многоразового применения «Буран».
В разработке участвовала практически вся сверхдержава, а бюджет, выделенный на реализацию проекта, превысил 15,5 млрд руб. В нем приняло участие 86 государственных структур, 1268 компаний и более 1 млн персонала. За исключением США, ни одно другое государство не могло сделать что-то аналогичное.
Принято считать, что история проекта началась в 1976 г. после подписания постановления 123-51 Совета Министров СССР. Но поскольку идея зародилась в не самый благоприятный период в истории страны, ее дальнейшая судьба и развитие были не слишком радужными.
Подготовка «Бурана» к полету
Ракету-носитель запустили в космос дважды, тогда как челнок «Буран» оказался за пределами земной атмосферы лишь один раз в ноябре 1988 года. Вскоре проект и вовсе свернули, а гигантский корабль и ракета-носитель навсегда остались на земле.
Весь потенциал «Энергии» так и не задействовали на полную, хотя само предназначение ракеты заключалось не только в доставке на орбиту «Бурана», но и для выполнения других задач в рамках космической программы – к примеру, для межпланетных миссий и строительства научно-исследовательских комплексов на орбите.
Для создания и производства ракеты с челноком советским властям пришлось кардинально перенастроить всю сферу промышленности, поскольку речь шла о внедрении передовых технологий и неизвестных ранее материалов.
Инженеры регистрировали десятки патентов, а некоторые из них остаются уникальными и впечатляющими даже по нынешним меркам. К примеру, для доставки «Бурана» на космодром даже создали самый большой самолет Ан-225 «Мрія».
Як-141 в полете
Буквально через пару лет после распада Советского Союза проект разработки сверхзвукового истребителя с вертикальным взлетом Як-141 был закрыт. Работы над его созданием велись около 15 лет, а на момент 1991 года самолет практически соответствовал тем стандартам, которые нужны для запуска массового выпуска.
Однако в 1992 его закрыли. И хоть Як-141 выглядел технологически совершенным, существенно обходя Як-38 и Hawker Siddeley Harrier британского производства, ему не удалось получить дальнейшее развитие.
Масса машины составляла 19,8 тонны, а радиус действия достигал 900 км. Летательный аппарат мог поднять в воздух до 2600 кг вооружения, развивая при этом скорость в 1800 км/ч. Пока на свет не появился F-35B Lightning II, поступивший на вооружение лишь в 2015 году, Як-141 пользовался статусом самого скоростного истребителя в своей группе.
Если бы не произошел распад СССР, в начале 90-х ВМФ страны мог уже получить первые образцы совершенно нового самолета, у которого бы попросту не было конкурентов.
Ми-34 создавался для потребностей ДОСААФ
Под конец 70-х гг. прошлого века культовые вертолеты Ми-1 и Ми-2 считались морально устаревшими. Также их технические характеристики уже не соответствовали новым вызовам. В связи с этим инженеры из конструкторского бюро Миля приступили к созданию легкого учебно-тренировочного летательного аппарата Ми-34 для потребностей ДОСААФ.
Конструктивно машины выглядела максимально просто, а для ее создания не требовались внушительные финансовые затраты. Все потому, что здесь использовался поршневой 325-сильный мотор, а не газотурбинная установка. Поскольку основное назначение Ми-34 заключалось в замене Ми-1 и Ми-2, у него были все шансы стать наиболее массовым.
Вертолет поднялся в воздух в 1986 году, но через три года тестовый образец потерпел крушение с гибелью летчика-испытателя. После произошел распад СССР, рубль обесценился, а технологические цепочки полностью нарушились.
Часть производства перенесли из Украины в Арсеньев. Серийный выпуск начали с 1993 года. Именно тогда появились первые заказы на импорт. Но на территории РФ Ми-24 оказался абсолютно невостребованным. К тому же в стране появились зарубежные летательные аппараты, с которыми ему вряд ли бы удалось конкурировать.
Проект по производству вертолетов Ми-34 свернули в 2012 году
Уже в 2012 году производство свернули, а в итоге Ми-34 превратился в один из самых редких по количеству выпущенных образцов вертолетов отечественной сборки. На свет появилось всего 27 экземпляров Ми-34.
Ми-34 частенько критиковали за «сырую» сборку, небольшую высоту полета (до 800 м), а также предельную скорость в 210 км/ч. Тем не менее все недочеты с легкостью перекрывались простой конструкцией, доступной стоимостью и прочной сборкой, что позволяло ему совершать фигуры высшего пилотажа.
Если бы проект получил нужное финансирование, вероятно, все эти минусы были бы устранены. И даже сейчас он смог бы стать конкурентноспособным геликоптером. А по факту ему попросту не посчастливилось появиться на свет в годы перестройки.
Палубный самолет Як-44Э
В начале девяностых на вооружение планировали поставить авианосец с атомной установкой «Ульяновск» и самолетом дальнего обнаружения Як-44Э на борту. Работы над проектом велись с начала 1980-х, а в 1988-м состоялась презентация предсерийного образца Як-44Э. Вес машины составил 40 тонн, на борту устанавливалось 2 турбовентиляторных мотора с соосными винтами и мощностью свыше 28 000 л.с.
Скорость полета достигала 740 км/ч, а время пребывания в воздухе – до 6 часов. По заявлению инженеров, «всевидящий глаз» мог выявить и вести до 1300 целей в воздухе и на воде в радиусе до 300 км.
Таким образом самолет позволил бы советским группировкам авианосцев контролировать намного более обширные районы, выявляя как низколетящие самолеты (от 5 м до 30 км), так и объекты с небольшими размерами, включая крылатые ракеты и противокорабельное вооружение. Однако из-за перестройки проект остался только на стадии планера-макета, а вскоре и вовсе был закрыт.
Китайский самолет Y-7J, напоминающий внешне российскую разработку
С того времени прошло более 30 лет. Тем не менее Як-44Э выглядит перспективно и по нынешним меркам. Вероятно, он вполне отвечал бы современным требованиям и возлагаемым задачам. С тех пор лишь китайцы и американцы смогли выпустить технику с аналогичным потенциалом.
К слову, разработка КНР ДРЛО Y-7J очень напоминает советский прототип Як-44Э. У них идентичная длина, а также практически аналогичный размах крыльев (27 м против 25,7 м).
В истории Советского Союза были и другие неординарные, амбициозные и уникальные проекты, которые так и не получили широкого распространения, оставшись лишь в виде чертежей или опытных образцов.
1. «Энергия – Буран»
Бюджет проекта «Энергия – Буран» составлял более 15,5 млрд рублей
Это самый крупный и по совместительству последний продукт космической программы СССР, получивший название «Энергия – Буран». Ракета-носитель под маркировкой «Энергия» со сверхбольшой массой создавалась для подъема на околоземную орбиту челнока многоразового применения «Буран».
В разработке участвовала практически вся сверхдержава, а бюджет, выделенный на реализацию проекта, превысил 15,5 млрд руб. В нем приняло участие 86 государственных структур, 1268 компаний и более 1 млн персонала. За исключением США, ни одно другое государство не могло сделать что-то аналогичное.
Принято считать, что история проекта началась в 1976 г. после подписания постановления 123-51 Совета Министров СССР. Но поскольку идея зародилась в не самый благоприятный период в истории страны, ее дальнейшая судьба и развитие были не слишком радужными.
Подготовка «Бурана» к полету
Ракету-носитель запустили в космос дважды, тогда как челнок «Буран» оказался за пределами земной атмосферы лишь один раз в ноябре 1988 года. Вскоре проект и вовсе свернули, а гигантский корабль и ракета-носитель навсегда остались на земле.
Весь потенциал «Энергии» так и не задействовали на полную, хотя само предназначение ракеты заключалось не только в доставке на орбиту «Бурана», но и для выполнения других задач в рамках космической программы – к примеру, для межпланетных миссий и строительства научно-исследовательских комплексов на орбите.
Для создания и производства ракеты с челноком советским властям пришлось кардинально перенастроить всю сферу промышленности, поскольку речь шла о внедрении передовых технологий и неизвестных ранее материалов.
Инженеры регистрировали десятки патентов, а некоторые из них остаются уникальными и впечатляющими даже по нынешним меркам. К примеру, для доставки «Бурана» на космодром даже создали самый большой самолет Ан-225 «Мрія».
2. Як-141
Як-141 в полете
Буквально через пару лет после распада Советского Союза проект разработки сверхзвукового истребителя с вертикальным взлетом Як-141 был закрыт. Работы над его созданием велись около 15 лет, а на момент 1991 года самолет практически соответствовал тем стандартам, которые нужны для запуска массового выпуска.
Однако в 1992 его закрыли. И хоть Як-141 выглядел технологически совершенным, существенно обходя Як-38 и Hawker Siddeley Harrier британского производства, ему не удалось получить дальнейшее развитие.
Масса машины составляла 19,8 тонны, а радиус действия достигал 900 км. Летательный аппарат мог поднять в воздух до 2600 кг вооружения, развивая при этом скорость в 1800 км/ч. Пока на свет не появился F-35B Lightning II, поступивший на вооружение лишь в 2015 году, Як-141 пользовался статусом самого скоростного истребителя в своей группе.
Если бы не произошел распад СССР, в начале 90-х ВМФ страны мог уже получить первые образцы совершенно нового самолета, у которого бы попросту не было конкурентов.
3. Вертолет Ми-34
Ми-34 создавался для потребностей ДОСААФ
Под конец 70-х гг. прошлого века культовые вертолеты Ми-1 и Ми-2 считались морально устаревшими. Также их технические характеристики уже не соответствовали новым вызовам. В связи с этим инженеры из конструкторского бюро Миля приступили к созданию легкого учебно-тренировочного летательного аппарата Ми-34 для потребностей ДОСААФ.
Конструктивно машины выглядела максимально просто, а для ее создания не требовались внушительные финансовые затраты. Все потому, что здесь использовался поршневой 325-сильный мотор, а не газотурбинная установка. Поскольку основное назначение Ми-34 заключалось в замене Ми-1 и Ми-2, у него были все шансы стать наиболее массовым.
Вертолет поднялся в воздух в 1986 году, но через три года тестовый образец потерпел крушение с гибелью летчика-испытателя. После произошел распад СССР, рубль обесценился, а технологические цепочки полностью нарушились.
Часть производства перенесли из Украины в Арсеньев. Серийный выпуск начали с 1993 года. Именно тогда появились первые заказы на импорт. Но на территории РФ Ми-24 оказался абсолютно невостребованным. К тому же в стране появились зарубежные летательные аппараты, с которыми ему вряд ли бы удалось конкурировать.
Проект по производству вертолетов Ми-34 свернули в 2012 году
Уже в 2012 году производство свернули, а в итоге Ми-34 превратился в один из самых редких по количеству выпущенных образцов вертолетов отечественной сборки. На свет появилось всего 27 экземпляров Ми-34.
Ми-34 частенько критиковали за «сырую» сборку, небольшую высоту полета (до 800 м), а также предельную скорость в 210 км/ч. Тем не менее все недочеты с легкостью перекрывались простой конструкцией, доступной стоимостью и прочной сборкой, что позволяло ему совершать фигуры высшего пилотажа.
Если бы проект получил нужное финансирование, вероятно, все эти минусы были бы устранены. И даже сейчас он смог бы стать конкурентноспособным геликоптером. А по факту ему попросту не посчастливилось появиться на свет в годы перестройки.
4. Як-44Э
Палубный самолет Як-44Э
В начале девяностых на вооружение планировали поставить авианосец с атомной установкой «Ульяновск» и самолетом дальнего обнаружения Як-44Э на борту. Работы над проектом велись с начала 1980-х, а в 1988-м состоялась презентация предсерийного образца Як-44Э. Вес машины составил 40 тонн, на борту устанавливалось 2 турбовентиляторных мотора с соосными винтами и мощностью свыше 28 000 л.с.
Скорость полета достигала 740 км/ч, а время пребывания в воздухе – до 6 часов. По заявлению инженеров, «всевидящий глаз» мог выявить и вести до 1300 целей в воздухе и на воде в радиусе до 300 км.
Таким образом самолет позволил бы советским группировкам авианосцев контролировать намного более обширные районы, выявляя как низколетящие самолеты (от 5 м до 30 км), так и объекты с небольшими размерами, включая крылатые ракеты и противокорабельное вооружение. Однако из-за перестройки проект остался только на стадии планера-макета, а вскоре и вовсе был закрыт.
Китайский самолет Y-7J, напоминающий внешне российскую разработку
С того времени прошло более 30 лет. Тем не менее Як-44Э выглядит перспективно и по нынешним меркам. Вероятно, он вполне отвечал бы современным требованиям и возлагаемым задачам. С тех пор лишь китайцы и американцы смогли выпустить технику с аналогичным потенциалом.
К слову, разработка КНР ДРЛО Y-7J очень напоминает советский прототип Як-44Э. У них идентичная длина, а также практически аналогичный размах крыльев (27 м против 25,7 м).
В истории Советского Союза были и другие неординарные, амбициозные и уникальные проекты, которые так и не получили широкого распространения, оставшись лишь в виде чертежей или опытных образцов.
+6
114
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии