kalaputski.ru kalaputski.ru

История мирового инфантицида, или Зачем люди разных эпох убивали младенцев

В наши дни массово обсуждается тема запрета абортов. При этом многие вспоминают былые времена, когда прерывание беременности не было в почете или даже вообще запрещалось. Но при этом мало кто говорит о том, как относились к младенцам в те времена. Жизнь ребенка практически ничего не стоила и инфантицид, то есть убийство малолетних, было распространенным явлением.

История мирового инфантицида, или Зачем люди разных эпох убивали младенцев

Традиция убивать новорожденных существовала у многих народов в разные времена. Умерщвляли детей по разным причинам, начиная от религиозных и заканчивая социально-экономическими. При этом девочек погибало на порядок больше чем мальчиков. Поэтому смело можно говорить не только об инфантициде, но и о гендерциде.

Со школьной скамьи мы помним жуткие истории о воинственной и суровой Спарте. Нам рассказывали, что слабых и больных младенцев там бросали со скалы в пропасть. Но оказалось, что это не более чем миф. В 1904 году у археологов, наконец, дошли руки до изучения той самой пресловутой скалы.

История мирового инфантицида, или Зачем люди разных эпох убивали младенцев

У подножия утеса на горном хребте Тайгет на самом деле обнаружили человеческие останки. Но это были кости мужчин в возрасте от 18 до 35 лет и фрагменты всего одного скелета младенца. Более поздние экспедиции 1980–2007 годы тоже не нашли следов массового убийства новорожденных. Поэтому был сделан вывод, что людей таки со скалы сбрасывали, но это были или провинившиеся, или пленные.

Но это вовсе не значит, что инфантицид — убийство младенцев и гендерцид — убийство детей определенного пола, в Древней Греции не практиковались. В греческих полисах новорожденных убивали частенько и это явление никто не считал чудовищным.

Ценности первобытного строя: бросить или  убить и съесть

Жизнь первобытных людей была опасной и наполненной всевозможными тяготами. Поэтому неудивительно, что возиться с больными или слабыми детьми никто не хотел. Особенно нежеланными были младенцы, матери которых умерли при родах и родившиеся с уродствами. Последних вообще часто не считали людьми и называли детьми злых духов. Такие малыши почти наверняка были обречены на смерть.

Но отнимали жизнь не только у больных и лишенных опеки. Если рождались близнецы, часто оставляли только одного ребенка. Конечно же, предпочитали дарить жизнь мальчикам — будущим охотникам и воинам. Иногда совершали хладнокровное убийство, но чаще всего просто оставляли где-нибудь в лесу или в горах. В доисторические времена это было то же самое.

История мирового инфантицида, или Зачем люди разных эпох убивали младенцев

Антрополог Джозеф Бердсел считает, что в доисторическом обществе так погибало от 15 до 50 процентов всех новорожденных. Другие ученые склонны считать, что эта цифра не превышала 20 процентов. Но в том, что с новорожденными особо не церемонились, убеждены абсолютно все ученые мужи.

Бывало и такое, что первобытные люди убивали младенцев, чтобы их съесть. Во время голода было особо важно накормить взрослых членов племени, способных добывать пищу. На стоянках Homo erectus археологи не раз находили обезглавленные останки маленьких детей. На костях маленьких скелетов были обнаружены следы, характерные для каннибализма. Прошли десятки тысяч лет, людоедство перестало массово практиковаться, но особой ценности детская жизнь все равно не обрела.

Детоубийство в античном мире

В древних цивилизациях Африки и Ближнего Востока, таких как Карфаген, Финикия и Междуречье, детей убивали в основном в ритуальных целях. Египет и Иудея в этом отношении выгодно отличались от соседей. В Древнем Египте человеческие жертвоприношения не практиковались. Более того, египтяне трепетно относились к младенцам и заботливо растили даже незаконнорожденных малышей.

История мирового инфантицида, или Зачем люди разных эпох убивали младенцев

У евреев вообще под запретом были любые формы детоубийства. Именно от иудаизма христианство и ислам унаследовали свою прочную позицию, отрицающую инфантицид. Классическая греческая культура также не признавала человеческих жертв. Но детей, родившихся с дефектами, часто выносили за городские стены, где они погибали. Это было вполне законно. Решение о том, будет ли жить ребенок, принимал старейшина или отец семейства.

К девочкам в Древней Греции отношение было неважное. Так как они вырастали, выходили замуж и покидали дом, ими не особо дорожили. Прямых свидетельств об убийстве младенцев женского пола не сохранилось. Но при этом хорошо известно, что соотношение детей мужского и женского пола в греческом обществе было 4 к 1. Во многих семьях было несколько сыновей, но дочь обычно была одна. Несложно догадаться, как так получалось.

Кладбища «нежелательных детей»

Философ Платон в своем труде «Государство» давал прямые указания, как избавляться от нежелательных детей. Он советовал прерывать беременность, а если не получалось, то просто морить новорожденных голодом:

«Стремиться к тому, чтобы зачатый плод не увидел света, а если он не может быть изгнан, то держать его так, как будто не имелось для него пищи».

Кстати, нежелательными считались также дети, зачатые вне оптимального возраста. Для женщин он составлял 20-40 лет, а для мужчин — 30-55.

История мирового инфантицида, или Зачем люди разных эпох убивали младенцев

Римское право гласило, что до возраста 2 лет ребенок был собственностью отца. Поэтому родитель мог распоряжаться его жизнью на свое усмотрение. При желании отец мог даже убить свое дитя. Выжить имели большие шансы только здоровые мальчики. От девочки, даже родившейся без изъянов, могли избавиться.

В 2011 году в Великобритании, на месте Хамблдена — древнего римского поселения, было обнаружено захоронение 97 младенцев. Всем им было не более одного дня от роду. В 1988 году такое же кладбище новорожденных нашли возле израильского города Ашкелона, где тоже был римский поселок. Ученые считают, что эти места были предназначены специально для избавления от нежеланных детей. Убийства закончились только после принятия римлянами христианства в 313 году нашей эры.

Инфантицид в Европе

В Европе отношение к детям было не лучше. Древние германские племена практиковали утопление младенцев сразу после рождения, до того как они «вкусят пищу». Кельты укладывали новорожденных на щит и пускали по течению реки. Поляки вплоть до 12 века убивали детей с физическими недостатками сразу после их рождения.

История мирового инфантицида, или Зачем люди разных эпох убивали младенцев

С принятием христианства количество убийств резко снизилось. Детоубийство церковь считала страшным грехом, и это повлияло на законодательство. Главный сборник законов Священной Римской империи Каролина, созданный при императоре Карле V, содержал такую статью:

«Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, да будет заживо погребена и пробита колом».

Французы сжигали детоубийц на костре, а в Баварии даже в 1756 году матерям, убившим своего ребенка, отсекали голову. Но кое-где в Европе за убийство ребенка некрещеного, с физическими недостатками или незаконнорожденного, наказывали чисто символически. Хотя инфантицид и был поставлен вне закона, средневековая статистика выдает подозрительные цифры. В церковных книгах, куда записывали крещеных детей, на 150-160 мальчиков приходилось всего 100 девочек.

«Случайные» убийства на Руси

У нас инфантицид был распространен так же, как и в Европе. Но при этом убийства детей обставляли как случайность. Мать роняла нежеланного младенца на землю, «нечаянно» наваливалась на него во сне и душила или оставляла на морозе. Последний способ отражен даже в русских народных сказках. Помните злую мачеху, отправляющую неродную дочь зимой в лес? Это не выдумка и именно так расправлялись с неродными детьми.

История мирового инфантицида, или Зачем люди разных эпох убивали младенцев

Безнаказанные «случайные» убийства были распространены до 16 века. Потом их начали расследовать, а матерей-детоубийц наказывали. Впрочем, кара была не слишком жестокой. Если было установлено, что ребенок умер из-за злого умысла матери, то виновную наказывали заключением на год в темницу, с наложением в дальнейшем церковной епитимьи. Чаще всего женщину заставляли при всех в церкви каяться в своем грехе и усиленно замаливать преступление.

Но это касалось законных детей. За убийство незаконнорожденного ребенка на Руси полагалась смерть. Но не спешите хвалить власти тех лет. Такое суровое наказание было введено вовсе не из-за заботы о несчастных малышах. Это был всего лишь способ предотвращения супружеских измен.

Мы говорили о младенцах, но это вовсе не значит, что дети других возрастов жили счастливо и не подвергались опасности. К сожалению, жизнь и здоровье ребенка всегда ценили невысоко, а работать заставляли наравне со взрослыми.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+4
152
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.