Этот парень рано осиротел, и был усыновлен бездетным начальником отца. Заматерев, он женился, стал бригадиром каменотесов, а также судьей. А помимо этого сожительствовал с женами рабочих, насиловал женщин и кидался в людей камнями, сидя на стене. А еще он пытался убить своего приемного родителя, осквернял царские могилы… и украл мумифицированного гуся. Впрочем, не исключено, что он стал жертвой черного пиара. То был Панеб — самый первый злодей-психопат, известный истории.
Сирота, судья, бригадир — замечательный парень Панеб
История начинается в 1244 году до нашей эры в поселке строителей гробниц под названием Сет-Маат (ныне Дейр-эль-Медина) на западном берегу Нила. Именно там в большой семье потомственного каменотеса Неферсенута и его жены Иуйи родился мальчик Панеб.
Его отец занимался строительством гробниц для фараонов и был частью бригады правой стороны под руководством Неферхотепа. Тут нужно пояснить: в те времена рабочие-каменотесы в Египте делились на две бригады, обрабатывающие разные стороны гробницы, левую и правую.
Как бы то ни было, по какой-то неизвестной причине Панеб остался сиротой, и был усыновлен бездетным Неферхотепом, который был очень обеспеченным человеком. Как утверждает научный журналист Александр Соколов в лекции «Настоящий отморозок из Древнего Египта», бригадир носил тонкие льняные одежды, пил вино и иногда мог забить корову просто ради еды.
Панеб также трудился под началом нового родителя. Когда началась гражданская война между фараоном Сети II и его противником Аменмесом, бригадира убили. Юный воспитанник унаследовал его должность, обойдя младшего брата Неферхотепа по имени Аменнахт (то есть своего дядю из приемной семьи).
Панеб оставил немалый след в сохранившихся источниках. Он упомянут аж в 32 остраконах (глиняных черепках для записей) и папирусах. Практически везде — как благочестивый и хороший работник. Женился, произвел на свет десять детей, входил в совет старейшин поселка и даже вместе с женой участвовал в судебных заседаниях. Уважаемый человек!
И если бы не папирус под номером 124, найденный британцем Генри Солтом в Дейр-эль-Медине в 1816 году, темная сторона Панеба так и затерялась бы в пучинах истории.
Убийца, насильник, осквернитель могил — мерзкий негодяй Панеб
Папирус Солта номер 124 — это, по сути, донос уже известного нам Аменнахта, написанный на имя визиря и требующий наказать бригадира Панеба за многочисленные преступления.
Как итог своих претензий Аменнахт подчеркивает в доносе: «Он недостоин этой должности. На самом деле, он кажется здоровым, [но] он похож на сумасшедшего». Что же такого творил Панеб, чтоб заслужить подобное определение? По мнению Аменнахта, племянник был поистине исчадием порока.
Самое мелкое, в чем можно обвинить бригадира — использование служебного положения и взятки должностному лицу. Чтобы обойти брата Неферхотепа в борьбе за должность, Панеб подкупил прошлого визиря, подарив ему пятерых рабов, ранее принадлежавших приемному отцу.
Заполучив хлебную должность, негодяй разгулялся по полной. Он использовал рабочих для строительства собственной гробницы, куда тащил камень со стройплощадки фараона. Также один из рабочих изготовил по его приказу плетеную кровать для жреца храма Амона, а другой, по имени Небнефер, три месяца был вынужден ухаживать за его волом. Все это время жены рабочих ткали для него одежду.
Панеб, как вы уже начали догадываться, любил жен своих рабочих. Из папируса стало известно, что он сожительствовал с тремя из них: Туйей, Хель, а также с Убхет, дочерью Хель. Причем про блуд рассказал сын Панеба, Аабехте, не выдержавший похождений папаши. Прибежав к стражникам поселка, он, поклявшись богами, заявил о половой несдержанности отца. Впрочем, тот позволял сыну спать с Убхет, так что рыльце у него самого было в пушку.
Не остановившись на сожительстве, Панеб запятнал себя насилием. Французский историк-египтолог Паскаль Вернус в книге «Дела и скандалы в Древнем Египте» пишет, что негодяй сорвал одежду с женщины по имени Иямуау, бросил ее на стену и изнасиловал.
Еще Панеб был несдержан в проявлении негативных эмоций. Аменнахт рассказывает про его желание убить приемного отца, еще при его жизни. Он пишет в папирусе:
Панеб забрался на стену и забрасывал этих девятерых камнями. Вообще, кидаться камнями видимо было любимым занятием бригадира, Паскаль Вернус в книге упоминает еще один случай, когда Панеб метал булыжники в слуг, проживавших в деревне.
Да и угрожал убийством он не один раз. Поссорившись с бригадиром левой стороны, он сказал: «Я нападу на тебя в горах и убью тебя». Более того, по словам все того же Аменнахта, несколько жителей деревни, желавших донести на Панеба, тот действительно прикончил. Настоящий отморозок.
Помимо агрессивного поведения, негодяй был святотатцем и осквернителем могил. Мало того, что он воровал камни и инструменты во время строительства будущих гробниц, он еще и лазил в уже запечатанные.
Однажды он утащил из гробницы фараона часть колесницы, вино и благовония, а из могилы одной из дочерей Рамзеса II — мумифицированного гуся! Что Панеб делал с этим неаппетитным предметом, история умалчивает. Но даже этого святотатцу было мало. Забравшись в усыпальницу другого фараона, он не только украл оттуда вино, но и сел его распивать прямо на саркофаге. Ничего святого.
Самое же удивительное то, что негодяй, возможно, не понес за все это никакого наказания. И вот почему.
Завистливый Аменнахт. Черный пиар по-древнеегипетски
Есть немалая вероятность, что вся эта ужасная история про древнеегипетское исчадие ада — древнейший пример черного пиара. Начнем с того, что, как рассказывает Александр Соколов в вышеназванной лекции, кроме доноса практически нет никаких других упоминаний о негодяйских похождениях Панеба.
Американский египтолог Альберенс, прочитав папирус, посчитал, что он написан бессвязно, как будто профессиональный писец зафиксировал спонтанные жалобы и негодования завистника. Тем более, некоторые детали, например сожительство с тремя женщинами, слишком часто использовались доносчиками как пример аморального поведения.
Также мы знаем, что у Аменнахта был личный мотив ненавидеть Панеба, ведь он увел у него из-под носа хлебную должность, на которую тот рассчитывал. В самом доносе описывается, что новый бригадир запретил Аменнахту и его семье пользоваться святилищем, где рабочие отмечали праздники, что явно не добавило любви между ними.
Ну и еще одна очень важная деталь: папирус-донос на имя визиря не имеет самой важной части — перечисления должностей и титулов того, к кому обращается доносчик, а это, по мнению все того же Соколова, просто нонсенс для тех времен. Так что мы, скорее всего, имеем копию доноса, а вот добрался ли оригинал до визиря — загадка.
Имя Панеба исчезает из всех записей в районе 1193-1185 годов до нашей эры. Правда, существует остракон, датированный приблизительно 1180 годом до н.э. в котором говорится о казни или убийстве некоего бригадира в Дейр-эль-Медине. Но был ли это Панеб, который переполнил злодеяниями чашу терпения жителей деревни, или кто-то иной — история умалчивает.
Во всяком случае, следующим бригадиром стал некий Аннахт из совсем другой семьи, так что даже если Аменнахт и добился своего с помощью доноса, личных выгод, кроме мести, ему это не принесло.