kalaputski.ru kalaputski.ru

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Анри Картье-Брессон был первым иностранным фотографом, которого допустили снимать в Советском Союзе после начала «оттепели» — но, разумеется, снимать только то, что было позволено. В июле–сентябре 1954-го он посетил несколько городов России, Грузии, Узбекистана. Итогом поездки стали публикации в журналах Paris Match и Life, а также фотоальбом «Москва».

Представляем вам некоторые работы из «советской» серии великого фотографа.

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

В январском номере Paris Match от 1955 года вышел фоторепортаж знаменитого Анри Картье-Брессона, фотографа агенства Magnum, привезенный из Советского Союза.

«Впервые эти люди, надежно спрятанные завесой секретности на протяжении последних 37 лет, люди, которых мы знали только из кадров пропаганды, раскрылись для нас такими, какими они есть в своей обычной жизни», — гласила вступительная статья.

Но мнения читателей об этой обычной жизни разделились. Кто-то считал, что эти фотографии в самом деле передают действительность жизни в Союзе, кто-то обвинял Брессона в склонности к коммунизму, кто-то, напротив, был уверен, что его снимки подрывают саму идеологию советского строя. Кто-то указывал на тот факт, что фотографа везде сопровождал переводчик, который наверняка следил за Брессоном и интерпретировал для него местные особенности так, как-то было нужно правительству СССР.

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) за время своей карьеры фотожурналиста посетил десятки стран. Дважды был он в Советском Союзе, первый раз в 1954 году.

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Результатом его поездки стала публикация в журнале Life в начале 1955 года и изданный в том же году фотоальбом «Москва». Это были одни из первых западных публикаций о Советском Союзе после Второй мировой войны.

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Москва. На пешеходном переходе

В середине 1950-х годов, после выхода книги «Решающий момент», авторитет Картье-Брессона был огромен. «Сколько слов посвятили различные авторы в различных изданиях ему самому и его методам работы, — вспоминал Валерий Генде-Роте. — Но разве можно сравнить все это с рассказом самого «живого» Брессона (он останавливался у нас в 1958 году по дороге в Китай). Картье-Брессон показал нам свою книгу о Москве». И далее Валерий Альбертович пишет о впечатлении, которое на него произвели московские фотографии Брессона:

«Эта вполне доброжелательная книга состоит совсем не из одних шедевров, но все снимки, опубликованные на ее страницах, отражают фотографическое кредо автора».

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Москва. Открытие ВДНХ

Еще более отчетливо выразил свое отношение к фотографиям из России сам фотограф: отбирая в начале XXI века снимки для своего официального портфолио, он не оставил ни одной (!) фотографии из России. Случайно ли это?

«Картье-Брессон не был счастлив в нашей стране, — рассказывала в 2000 году директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. — Когда несколько лет назад он давал мне интервью, то, заговорив о Москве, перешел на шепот и прикрыл ладонью микрофон. Причем он не сообщал ничего страшного или секретного. Просто в нем с семидесятых годов живет страх, привычка все время что-то скрывать, говоря о Советском Союзе или России».

Но в то же время Картье-Брессон снимал в гораздо более горячих точках, чем Москва 1950-х и 1970-х годов, и тем не менее он мало чего боялся и отправлялся в опасные путешествия снова и снова. Может быть, мастер «не был счастлив в нашей стране», потому что чувствовал, что она не открылась ему, что он не поймал в ней того самого заветного «решающего момента»? К сожалению, мы этого никогда не узнаем.

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Но остается бесспорным тот факт, что фотожурналист по-настоящему перевернул представления целого поколения российских фотографов о документальной фотографии и назначении фотожурналистики.

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Москва. Июльский спортивный фестиваль на стадионе «Динамо»

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

На стадионе «Динамо»

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Ленинград. 1 мая

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Ленинград. Покупка шляпки в Доме ленинградской торговли

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Москва. Новостройки

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Москва. В Парке Горького

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Там же (установка гигантского портрета Горького)

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Девушка в парке

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Советские дети

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Москва. На показе мод

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Колхозники на экскурсии в метро

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Церковь в Сокольниках

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Утро на Красной площади

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Очередь в мавзолей

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Москва. Столовая для работников строительства отеля Metropol

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Москва. Отдыхающие в Серебряном бору

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Московская школа в 1954 году

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

В ГУМе

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Уборка улиц

25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году

Булочная
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+4
158
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.