Ракшасы – это демоны-людоеды или просто злые духи в индуизме и буддизме. Если это женщины, то слово изменяется на «ракшаси».

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Перерождение демонов

Воины-ракшасы были наделены экстрасенсорными и магическими способностями, дополнительно подпитываемыми могущественной божественной энергией, известной как кундалини.

Одна история рассказывает, что когда ракшасы умирают, их судит великий царь Равана. Те из ракшасов, которые обладали великой магической силой и хитростью, перерождаются еще более могущественными существами.

Их величайший ракшаса, Равана, тоже когда-нибудь вернется, потому что, как и предсказывал Равана перед своей последней битвой, он еще раз переродится в этот мир.

Его задачей будет навсегда поработить мир. Однако это будет сложно, так как его древний враг также однажды вернется с пылающим мечом и верхом на белом коне.

Происхождение ракшас

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Произошли от дыхания Брахмы, когда он спал. Как только это случилось, демоны были наполнены жаждой крови настолько, что начали есть самого создателя. Брахма призвал Вишну для своей защиты, воскликнув: «Rakshama!» (от санкср. «защити меня»). Отсюда и возникло имя – ракшасы. В индуизме, считаются образом всех темных сил (неведение, леность, гнев и т.д.). На Шри-Ланке, считаются древним мифическим народом.

В японском буддизме их называют дзикининки – это дух, поедающий трупы людей. Им становятся после реинкарнации люди, наказанные за грехи.

Ракшасы делятся на три типа:

  • Безобидные духи леса – якша, хранители природы. Изображаются, как грозные воины либо как красивые девушки.
  • Враги богов.
  • Демоны, те, которые оживляют мертвецов, нападают на благочестивых и причиняют вред в целом.

Вред, который могут принести ракшасы:

  • мешают проведению жертвоприношений. Тогда против них призывают Агни, бога огня;

Это интересно!

В Индии, бога огня изображают как двухголового мужчину, с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и в красном одеянии. Его знамя дым, сопровождающее животное – баран.

  • оскверняют могилы;
  • причиняют различные проблемы священникам;
  • пытаются забрать ребенка у беременной;
  • пытаются вселиться в человека, когда он ест или пьет, если удается, то разрывают ему живот изнутри;
  • пугают людей, устраивая танцы вокруг жилья. Могут довести до сумасшествия;
  • превращаются в птиц, летают по небу. Изменяют облик по желанию, могут превратиться в кого угодно.

Повелитель ракшасов – Кубера. Это бог, который олицетворяет силы подземного мира. Передвигается с помощью летающей колесницы – Виманы, обитает рядом с горой Кайлас. Пока был человеком, предавался суровой аскезе, поэтому Брахма даровал ему бессмертие и подарил остров Ланку (Шри-Ланку). Изображают сидящим на белом льве, тело желтого цвета, с суровым выражением на лице, в правой руке держит знамя победы, в левой – мангуста.

Можно ли стать ракшасом?

Грешники становятся ими в следующей жизни в наказание за прошлые грехи. Также есть упоминания в эпосе Рамаяна, что они были сотворены богом Брахмой для охраны воды, вид имеют уродливый, для устрашения врагов. Также есть миф о том, что они были потомками Пуластьи и Ниррити (разрушения).

В Рамаяне, столицей ракшасов называют город Блистательная Ланка. Эта столица потрясала воображение: многоэтажные дворцы, великолепные сады, фонтаны, демоны, что летали везде на своих колесницах.

Считалось, что ракшасом можно стать несколькими способами. Мог разгневаться один из великих богов (Индра, Брахма) и превратить любого в демона, мог также превратить их царь Кубера. Можно было превратиться в него, совершив тяжкий грех (например, убить корову, если ты брахман, или убить брахмана, если ты обычный человек).

Читайте также:  Великий Полоз или тайна мансийской анаконды (5 фото)

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Внешность ракшасов

Изображают в виде чудовищ, которые могут менять форму, с двумя ядовитыми клыками, выступающими наверх, черная кожа, ядовитые острые когти; часто рисуют ненасытно поедающими человеческое, лошадиное или протухшее мясо; с красными горящими глазами и волосами, пьют кровь, зачерпывая ее ладонями или человеческим черепом (тут есть сходство с вампирами).

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Внешний вид демона

Настоящая их внешность была довольно отталкивающей. Они были известны как мастера иллюзий, и могли придать себе любой облик, какой им было выгодно.

Это интересно! По некоторым слухам, Хулиан Сантана был сумасшедшим. А потому истории с духами могли быть плодом его больного воображения.Казалось бы с таким умением только и делать, что дурить головы людям, превращаясь в юных дев и похищая мужские сердца, но обычно у них мужская природа, и они так не делают, а напротив, даже рассказывали, что эти существа принимают облик обольстительного мужчины и заводят целый гарем любовниц.

Ракшасы символизируют тамас — темную природу

Согласно индуистским верованиям, ракшасы символизируют темную природу тамаса, которая включает в себя множество негативных качеств, включая ненависть, доминирование, агрессивность, месть, самоуничтожение, невежество.

Слово «ракшасы» (демоны) связано с тамасом — одним из трех так называемых гун (качеств). Два других — это Саттва и Раджас, согласно индуистской философии.

Эти три качества (гуны) — первичные энергии, из которых произошла вселенная. Качества, приписываемые Дэвам (Богам), отождествляются с Саттвой; у Манушьи (людей) с раджасом, а у ракшасов (демонов) с тамасом.

Тамас причиняет раны и неописуемые страдания, что несовместимо с дхармой, старой и очень сложной концепцией, имеющей множество значений в индийских религиях, таких как индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм и другие.

Возможно, наиболее прямое значение слова «Дхарма» — это « правильный образ жизни » и «путь правоты ».

Ракшасы служили Брахме

Согласно индуистским верованиям, ракшасы раньше служили Брахме, богу-творцу и одному из индуистов Тримурти, как хранители драгоценных первозданных вод земли. Эти ужасные существа были творением Брахмы, чтобы защитить океан от тех, кто пытался украсть эликсир бессмертия — амриту, из глубин космического океана.

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Со временем они изменились, стали настоящими монстрами и отвернулись от него.

В результате своего вырождения они начали демонстрировать свою каннибалистическую и злую природу, насиловать женщин, пить кровь, причинять вред людям и животным. Их любимым временем активности была ночь.

Самым известным представителем ракшасов был царь Ланки — Равана, который похитил Ситу, жену царя Рамы, седьмого аватара бога Вишну, одного из его самых популярных воплощений наряду с Кришной и Гаутамой Буддой, как рассказывается в Рамаяне (знаменитый эпос Древней Индии).

История Раваны только подчеркивает все отрицательные качества ракшасов, как злых демонов, которые также могут воплощаться в человеческих телах. Многие индуисты строго запрещают произносить имя «ракшаса», потому что это может спровоцировать злого духа.

Ракшасы — демоны, менявшие форму и приобретавшие любой образ

В разных сказаниях облик ракшасов представляется по-разному. В «Ригведе» они изображаются в виде оборотней, ведущих преимущественно ночной образ жизни, и превращающихся в зловещих животных и птиц. В «Атхарваведе» ракшасы приобретают чудовищный облик человекоподобных существ с одним или несколькими глазами,  несколькими головами и рогами на голове и руках. В «Махабхарате», «Рамаяне» и пуранах  они становятся длиннорукими, многорукими и многоголовыми великанами-людоедами с огненными глазами.

Суммируя описания ракшасов в ведийских текстах, эпических поэмах и пуранах, можно заключить, что они обладали способностью менять форму и приобретать любой образ.

Читайте также:  Доказательства существования Якумама всеядной 50-и метровой змеи в Амазонке

Это хорошо иллюстрируют следующие фрагменты из «Рамаяны»:

«Рагхава своими острыми стрелами в одно мгновенье убил четырнадцать тысяч демонов, по желанию меняющих свой облик»;
«Ты… видела, как по собственной воле я [Равана] могу менять облик»;
«Прозванье мое Шурпанакха. Под стать чародею —
Искусством свой облик менять я с рожденья владею»;
«И ракшас [Марич] не мог пренебречь властелина веленьем.
Он, облик сменив, обернулся волшебным оленем».

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Кали ракшас

Ракшасы — многорукие и многоголовые великаны

Чаще всего ракшасы описываются многорукими, многоголовыми и многоглазыми или, наоборот, одноглазыми существами с огромным ртом (бывали и многоротые ракшасы) и ушами, напоминающими раковины.Некоторые из них, например ракшас Кабандха, представляли бесформенные глыбы мяса с зияющей пастью посередине и одним глазом в груди (явная аналогия с матерью фомора Кихола Лотой). Иногда ракшасы имели облик обычных людей, в том числе соблазнительных женщин, который они принимали в результате оборотничества. В основном же это были великаны, а иногда и исполины чудовищных размеров.

Цитируем «Рамаяну»:

«Рама пристально вглядывался в траву… когда перед ним предстал ревущий исполин [Демон Вирадха, сын Джавы и Шатархады], огромный, как гора. Громадный, отвратительный, с глубоко посаженными глазами, огромным ртом и выпяченным животом, одетый в тигровую шкуру, покрытый кровью, он вселял ужас в сердца всех обитателей леса;.

«Она [Шурпанакхи] была отвратительная, толстая, тяжелая, с щелками глаз [косоглазая], красными волосами, отталкивающая на вид, со скрипучим голосом… с висящим животом».

Ракшасы были зеленого, желтого или голубого цвета, имели вертикальные зрачки и длинные ядовитые когти,»ногам придававшие с веялкой сходство».
На их головах были пучки красно-рыжих волос. Они носили одежды из цветных тканей и разные украшения, а воины были одеты в броню или кольчугу.

Повелитель ракшасов Равана

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Повелителем Ракшасов был могущественный Равана — «Владыка  Летающих Ночью, обутый в сандальи, С пучком, одеянье шафранного цвета носящий», получивший неприкосновенность от самого бога Брахмы.  Это был великан с десятью головами лазурного цвета, он носил украшения из чистейшего золота. У него было десять шей и двадцать рук».

«Облаченный в дорогой лен, расписанный красным сандалом и пестрыми эмблемами, он [Равана] казался великолепным с его красноватыми глазами, свирепым взглядом, сверкающими острыми зубами и толстыми губами. Блистательный десятиглавый повелитель великой силы напомнил Хануману … груду голубой сурьмы».

Демоны ракшасы в индийском эпосе

В «Рамаяне» и «Махабхарате» предстают как многочисленная раса людей. Были как хорошие, так и плохие, храбрые воины, эксперты в магии и иллюзиях. Могли создать такую иллюзию, которая бы казалась реальной всем, кто ее увидит.

Ракшасы в Рамаяне

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Демон Ракшас Рамаяна

  • Главный предводитель ракшасов – Равана, король Ланки (Шри-Ланки), враг Рамы, похитил его жену Ситу и утащил к себе в замок.
  • Младший брат Раваны – Вибхишана. Бился против брата, так как Брахма даровал ему благое состояние ума. Когда невидимые демоны прокрались в стан Рамы, он заметил их и сделал видимыми. После победы стал королем Ланки.
  • Кумбхакарна – еще один брат Раваны. Как у всех ракшасов, у него сумасшедший аппетит и он мастер илюзий.

Также есть отрывок, подтверждающий, что люди могут превращаться в ракшасов. Рама и Лакшмана закапывают в землю ракшаса Вирадху, которого нельзя убить оружием. После этого над могильным холмом появился гандхарва, рассказавший, что стал демоном по проклятию Куберы.

Вторая история повествует о том, что когда Рама сжег ракшасу Кабандху, из пламени появился гандхарва, превращенный ударом Индры.

Демоны Ракшаси В Махабхарате, буддийской мифологии и культуре джайнов

  • Бхима убил Хидимбу, в книге его описывают как жестокий каннибал с большими зубами.
  • Гхатоткача – герой, который был сыном Бхимы.
  • Бакасура – каннибал, заставлял жителей ближайшей деревни приносить еду и человеческие жертвы. Когда жители в очердной раз доставляли ему еду, Бхима напал на него и убил.
  • Кирмира – брат Бакасуры, мастер иллюзий, каннибал. Его также сразил Бхима.
  • Джатасура – хитрый ракшаса, который притворялся священнослужителем. Его тоже победил Бхима.
Читайте также:  Мифы и легенды народов мира — список магические животных (8 фото)

В Буддийской мифологии

В Сутре Лотоса есть диалог между Буддой и девушками-ракшаси. Они клянутся защищать буддийское учение. Знают специальные молитвы, чтобы ограждать верующих.

В мифологии джайнов, согласно джаинской литературе, Ракшасы – цивилизованный народ вегетарианцев, из рода Видьядхара, что совершенно отличается от представления в индуизме.

Ракшасы — долгожители или бессмертные

Они были долгожителями или бессмертными. Так, Равана получил неуязвимость за 10 тысяч лет сурового подвижничества; он в пренебрежительной форме высказывается о смертных.

«Паря в просторах космоса, я [Равана] могу поднять Землю! Я могу осушить океан и победить саму смерть в сражении. Своими стрелами я могу разбить на куски Солнце и расколоть земной шар» («Рамаяна»).

Различия между асурами и ракшасами

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Статуя Асуры

Изначально в индийской мифологии не было деления существ на светлые и темные, асурами называли всех, у кого были магические силы. Асурами называли всех богов, однако уже к 13 веку в Ахтарведе, Индру называют победителем асуров. Начинается деление на асуров и дэви.

Название асура означает: тот, кто не пьет божественный напиток сура. Есть миф о взбалтывании океана богами, когда из него появляется сосуд с сурой (или сомой). Некоторые боги выпили этот напиток, но были и такие, кто не стал. И их начали называть асурами.

В чем же различие между асурами и ракшасами?

И те и другие – демоны, но разница между ними есть. Их основное различие в том, что асуры живут под землей или в загробном мире, а ракшасы в мире людей. Асуры вредят богам и полубогам, а ракшасы – людям.

Как убить ракшаса?

Множество свидетельств из Рамаяны и Махабхараты о том, что ракшасы – магические существа и убить их может только особенный человек, сильный духом, которому боги дали какое-то особенное оружие, или другой демон, равный по силе и хитрости, как Равана с луком, который ему подарил сам Шива. Он натягивает тетиву и стрела убивает целое войско с ракшасами. Потом сам владыка загробного мира Яма, вместе со смертью не могут побороть Равану, так как ему было даровано бессмертие самим Прародителем богов, Брахмой. Так, ни Яма, ни сама смерть, ни время, не смогли побороть его.

В Рамаяне тоже встречаются истории о том, что убить ракшаса трудно, но если удается, то обычно появляется душа того, кого обрекли на муки, сделав ракшасом за какие-то прегрешения. В основном их описывают бессмертными, но находятся герои или оружие, способные их поразить.

Потомки ракшасов и людей

От браков или любовных связей ракшасов с людьми рождались вполне жизнеспособные дети. Вот что говорится на этот счет в «Махабхарате»:

«Ракшаси в конце концов родила ему [Бхиме] могучего сына. Со своими косыми глазами, большим ртом и подобными раковинам ушами мальчик был сущим страшилищем. Его облик… был ужасен, губы — яркого цвета красной меди, похожие на клыки зубы — очень остры. Велика была и его мощь. Он был… великим героем, наделенным великой энергией и силой. Передвигался он стремительно, обладал чудовищно большим телом и великой мистической силой и мог легко побеждать всех врагов. Быстрота его передвижения и мощь, хотя он и был рожден от человека, были поистине сверхчеловеческими. И он превосходил своим магическим могуществом не только всех человеческих существ, но и любых чародеек и чародеев».

Дети, рожденные от  ракшасов и людей, могли иметь и человеческий облик, но по своей природе они всегда оставались ракшасами. Предания повествуют о любопытнейшей особенности ракшасов рожать детей в момент зачатия.

Ракшасы в архитектуре и массовой культуре

Как выглядят демоны в буддизме или Ракшасы, почему их внешность такая страшная

Храм Ангкор в Камбодже

Ангкор – священный город, строившийся с IX по XV века, огромный храмовый комплекс в Камбодже. В барельефах камбоджийского храма встречаются изображения демонов, бьющихся с обезьянами на Ланке. Было сделано в 12 веке, изображает битву предводителя Равана с десятью головами и двадцатью руками, верхом на смеси лошади, льва и птицы.

Видео