Изображение

Третья мировая война между Россией и странами НАТО могла начаться 12 июня 1999 года. Но этого не произошло из-за британского генерала Майкла Джексона, который отказался выполнять приказ своего американского коллеги Уэсли Кларка. Собственно, благодаря этому для жителей планеты и наступило новое тысячелетие.

Впереди НАТО

Июньским утром 24 года назад 200 российских десантников на 15 БТРах и 35 автомашинах заняли единственный на территории Косово аэропорт Приштины. Объект вызывал интерес и у другой стороны конфликта. Одновременно с нашими бойцами в сторону аэропорта также двигались войска Североатлантического альянса. Но всё же российским войскам удалось прибыть в пункт назначения первыми, после чего руководство заявило о своих геополитических интересах на Балканах.

Такой прыти от русских в военном блоке не ожидали. Английские танки и армейские джипы появились на горизонте только через 4 часа после взятия аэропорта под российский контроль. В небе начали крутиться также британские вертолёты, которые никак не могли приземлиться на аэродроме.

На контакт с русскими военными первыми пошли норвежские спецназовцы, которые доложили о ситуации командующему группировкой сил НАТО британскому генералу Майклу Джексону. Тот изначально сомневался в серьёзности намерений, но слова старшего лейтенанта Николая Ярцева о готовности немедленно открыть огонь заставили англичанина изменить поведение.

После вечерней пресс-конференции в Приштине, Джексон в одном из терминалов аэропорта встретился с генерал-лейтенантом Виктором Заварзиным. В своих мемуарах британский военный вспоминал, что потепление в отношениях наступило только после совместно распитой бутылки виски.

Брать силой!

Утром 13 июня в штаб-квартиру балканской группировки прибыл командующий объединенными силами НАТО в Европе, генерал армии США Уэсли Кларк. Ему доложили, что следует попытаться разрешить конфликт дипломатическим путём. Тем более, накануне вечером Джексон сделал первые шаги в этом направлении. Кларк отказался от предложенного плана, приказав заблокировать как здание аэропорта, так и взлётно-посадочную полосу. При этом он утверждал, что его поддерживает лично Генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана.

«Я не собираюсь начинать Третью мировую войну для вас», – заявил в ответ Джексон. На тот момент между Россией и Югославией существовала договорённость, согласно которой при огневом контакте десантников с противником тут же был бы подписан союз с балканской страной. Это точно стало бы началом полномасштабной войны. В итоге Джексон согласился только окружить аэродром, не выдвигаясь в сторону взлётно-посадочной полосы.

Тем временем под давлением Вашингтона Болгария, Венгрия, Румыния отказали России в использовании своего воздушного пространства для переброски подкрепления в Косово. Колонны десантников по морю были доставлены в Грецию, откуда через Македонию совершили марш-бросок к Приштине. А в середине октября аэропорт «Слатина» уже снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы.