Происхождение домового в славянской мифологии
Происхождение домового является предметом долгих споров и размышлений. Для того чтобы понять, кто он и откуда появляется в домах, рассмотрим наиболее распространенные теории.
Одно из объяснений состоит в том, что домовой представляет собой воплощение духа огня, олицетворяющего домашний очаг. Данная теория нашла подтверждение в народных преданиях нашего и западных славян, где огонь занимает важное место.
Обряды, связанные с бадняком и гаданиями по пламени, углям, золе и лучинам, лишний раз подтверждают эту точку зрения. Сначала народ поклонялся самому очагу, но в дальнейшем эти верования смешались с языческой мифологией и нашли воплощение в образе домового.
В качестве доказательства этой теории можно привести запись обряда, связанного с переездом молодой семьи в новый дом. В этом обряде свекровь кладет горячие угли в горшок и накрывает его скатертью, после чего обращается к заднему куту, где говорит: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье». После этого она отправляется в новый двор с горшком, где встречают дедушку-домового с хлебом и солью у растворенных ворот. Свекровь постукивает в верею и спрашивает: «Рады ли гостям?». Хозяева отвечают с низкими поклонами: «Милости просим, дедушка, на новое место». Затем свекровь идет в избу, ставит горшок на загнетку, трясет скатертью по всем углам, словно выпуская домового, затем высыпает угли в печурку, а горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома.
Эти обряды символизируют перенос углей из старого очага в новый, подтверждая идею «переселения» домового.
Итак, можно заключить, что дух-хранитель дома пребывает в очаге и, возможно, является персонифицированным образом огня. Возникает вопрос, почему городские квартиры лишены домовых и почему в городском фольклоре они не встречаются. Можно предположить, что с переездом из деревень в города люди забыли старые верования, так как без очага не может быть и души у дома.
Таким образом, происхождение домового связано с языческим почитанием очага и его связи с огнем. Обряды переезда и переноса углей являются доказательством этой теории и подтверждают, что домовой является духом-хранителем дома. В то же время, его отсутствие в городских квартирах может быть обусловлено забвением и утратой старых верований при переезде из сельской местности в города.
Домового обычно представляли в облике хозяина или хозяйки дома живого или умершего (последнего умершего либо самого старшего человека в семье). Облику присущи некоторые звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши (либо только одно), покрыт шерстью (в цвет волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой ходил голый. Одежда домового — зипун или синий кафтан, белая или красная рубаха подпоясана кушаком. Если домовой показывается в чёрном — это предвещает беду.
Считается, что домовой — злобная сущность (черт, слуга сатаны). Хотя большинство исследователей все же склоняются к тому, что домовой — добрый дух, но существует и противоположный взгляд, согласно которому он изначально принадлежит к ордам бесов. Его характеризуют по-разному: то он весьма безвредный шутник, то истинный адепт зла, от которого не стоит ожидать ничего хорошего. Домовой представляет собой невидимого, бесплотного и рогатого духа, который обитает в каждом доме, в каждой семье. В отличие от сатаны, он не совершает злодеяний, а только шутит время от времени, и даже оказывает услуги, если полюбит хозяина или хозяйку.
В образе человека домовой появляется у себя в доме по ночам. Если полюбит какую-то скотину, то старается ее покормить и ухаживает за ней, а если не полюбит, то наоборот, скотина приникнет и исхудает.
Скорее всего такие версии о бесовском происхождении домового появились в более поздние времена, когда все языческие верования, обряды и традиции были отмечены как зло. Ведь культ предков или почитание огня уже не соответствовали новому мировоззрению и представляли собой возвращение к старым верованиям, которые было нельзя совместить с новой верой — кроме как именовать их чем-то «от лукавого».
Образ домового и связанные с ним обряды были важной частью повседневной жизни наших предков. Народная память всегда сохраняет только то, что имеет значение и смысл. Значит, все эти традиции также следует воспринимать серьезно. Нам сегодняшним предстоит еще разобраться в них.
Одну из таких попыток экранизации образа Домового, опираясь на русский фольклор, предприняли создатели фильма «Домовой», премьера которого состоится 4 апреля 2024 года. Сценарий российского мистического фолк-хоррора построен на глубоком понимании фольклора, поднятии образа домового из культурного пласта и воплощении его на экране в таком виде, в котором он непривычен, т.к. не ассоциируется со всеми любимым, беззаботным и дружелюбным домовенком Кузей, которого, кстати, также можно будет увидеть в кино в конце года. 19 декабря на экраны страны выйдет семейная картина «Домовенок Кузя» по мотивам сказок Татьяны Александровой. Именно эти сказки легли в основу широко известной советской мульт-тетралогии 80-х: «Дом для Кузьки», «Приключения домовенка», «Сказка для Наташи» и «Возвращение домовенка».
Ну очень интересно будет сравнить эти два фильма – про Домового и Домовёнка!
- Комментарии