В 1969 году в результате перестрелок с китайцами на острове Даманский и на озере Жаланашколь в общей сложности погибло 60 советских солдат. Объясняя действия своих военных, руководство КНР во всем обвиняло Советский Союз, который якобы сам устраивал провокации, желая устроить пограничный конфликт.
Маоисты против Москвы
Исторически граница по реке Уссури между царской Россией и империей Цин была установлена несколькими договорами — Айгунским, Пекинским и Санкт-Петербургским. Демаркацией границ СССР и Китайская республика занялись уже в 1920-30-х. Согласно подписанным тогда документам, китайская территория кончалась на берегу реки, а острова отошли русским. Такое положение устраивало всех до 60-х, когда в Пекине неожиданно вспомнили о понятии «пограничная река», установленном в 1919 году при подписании Версальского мирного договора. Сложившаяся международная практика подразумевала установление границы по центру фарватера реки. При таком подходе остров Даманский действительно мог считаться китайским.
Главной же причиной противостояния были идеологические разногласия между Мао Цзэдуном и руководством КПСС, которые начались после смерти Сталина и доклада Хрущева на XX съезде. Маоисты обвинили СССР в захвате чужих территорий. В 1964 году «великий кормчий» заявил, что Советский Союз «оккупировал слишком много места». По мнению председателя ЦК Компартии Китая, с помощью неравноправных договоров советские соседи захватили 1,5 млн кв. км китайской территории. Речь шла в первую очередь о бывшей «Внешней Маньчжурии» (Амурская область, Приморье, Хабаровский край), а также об отдельных районах Казахстана и Средней Азии.
«Пражская весна» 1968 года дала Пекину повод заявлять, что СССР следует политике «социалистического империализма». Дела в самом Китае в то время шли неважно — «Культурная революция», тяжело сказавшаяся на экономических показателях, была в самом разгаре. Для укрепления своей власти Мао Цзэдуну требовался внешний враг. Подстрекаемые маоистами хунвейбины на митингах поднимали плакаты требованиями «разбить собачьи головы» Косыгина и Брежнева.
Оправдание конфликта
Толкая своих граждан на нарушение границы, китайцы утверждали, что советские пограничники якобы сами «устраивают провокации», избивая жителей КНР, занимающихся хозяйственной деятельностью в «привычных» для себя местах. Чтобы эти слова не выглядели полным абсурдом, китайские крестьяне однажды вспахали весь Даманский на тракторах. В действительности же остров облюбовали хунвейбины, не делавшие ничего, кроме скандирования лозунгов из цитатника Мао. Когда русские просили их уйти, они сами лезли в драку. Дело дошло до того, что министерство иностранных дел КНР официально требовало от Москвы признать «факт захвата китайских территорий».
Похожим образом, по всей видимости, китайцы собирались оправдать перестрелку у озера Жаланашколь, завязавшуюся 13 августа 1969 года. СССР якобы незаконно захватил небольшой участок «китайской» земли с возвышенностью в центре. Здесь хунвейбины гримасничали и плевали в советских пограничников, провоцируя их на ответные действия.
«Однажды на моих глазах забежали на нашу территорию. Потребовал убраться — не реагируют. Дал предупредительный выстрел вверх — струсили, тут же смылись», — вспоминал Евгений Говор, заместитель начальника заставы «Жаланашколь».
Однако пропагандистских заявлений после вооруженного столкновения в восточном Казахстане не последовало — вероятно, результат оказался не тем, на который рассчитывали китайцы, и дело было решено не предавать широкой огласке. В сентябре 1969 года напряженность в отношениях между странами начала спадать — помогли переговоры Косыгина с китайским руководством. В отношении острова Даманский был установлен статус-кво, фактически он стал нейтральной территорией. Тем не менее в октябре МИД КНР вновь повторил фразу про «полтора миллиона квадратных километров оккупированной китайской территории», и в последующие годы пограничные провокации продолжились, хотя уже и не настолько кровопролитные.