Из тех территорий, которые сегодня принадлежат США, русскими землями могла бы быть не только Аляска. Например, владениями России имели шанс стать Гавайские острова, но от них отказался сам царь.
Гавайские первопроходцы
Гавайские острова были открыты европейцами в 1778 году. С этого момента архипелаг стали довольно часто навещать английские, французские, а также русские путешественники. Так, в 1805 году капитан Юрий Лисянский, командовавший кораблём «Нева», открыл несколько необитаемых островов, принадлежащих к Гавайям. Вскоре интерес к территории проявил доктор медицины – немец Шеффер, который в 1808 году эмигрировал в Россию.
В 1813 году он прибыл на Аляску на военном шлюпе «Суворов». С полуострова немца-учëного отправили на Гавайи к верховному королю Камеамеа. Требовалось наладить отношения с аборигенами, а у вождя как раз заболела жена. Но, несмотря на успешное лечение «первой леди», подружиться не получилось. Но зато доктору удалось найти общий язык с Каумуалии, конкурентом Камеамеа, который владел одним из островов Гавайской гряды. Результатом переговоров стало подписания 21 мая 1816 года прошения о российском протекторате над территорией Каумуалии.
Шеффер основал тут же три крепости – каменную Елизаветинскую (в честь жены Александра I), земляные Александровскую и Барклая-де-Толли и поставил там гарнизоны из солдат. А в сентябре 1816 года предприимчивый немец отправился на Аляску, откуда послал в Петербург копии важных документов, подписанных гавайским вождëм.
Дружба против
В столице власти действия Шеффера одобрили и поручили развивать отношения с Каумуалии. Но удалённость сыграла свою роль. О том, что происходило на Аляске и Гавайях в Петербурге узнавали много месяцев спустя. Столько же времени требовалось и на принятие решений в «высоких инстанциях». В феврале 1818 года император Александр I постановил: «Приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой существенной пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами». Считается, что данное решение было принято из-за стремления не злить англичан.
Тем временем на Гавайях подданные верховного короля вместе с американцами начали военные действия против русских и «сепаратистов». Силы были неравны, а поэтому уже в 1817 году русские оставили крепости, построенные Шеффером.
История получила продолжение после того как в 1819 году Камеамеа II, преемник самого верховного короля, попросил русских взять все Гавайские острова под своё покровительство. Его просьбу до императора попытался донести российский консул на Филиппинах Пётр Добель. Дипломат писал: «Присоединение Гавайев потребно даже для сохранения имеющихся у России владений в Америке». Но Александр I даже не потрудился на послание дать ответ. Камеамеа II же получил поддержку американских авантюристов, которые благодаря этому смогли закрепиться на Гавайях.