Когда между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки началась космическая гонка, последние по ряду чисто технических вопросов оказались в выигрышном положении. Из-за особенностей географии двух стран США имели больше возможностей для развертывания пунктов связи с космическими аппаратами.
В свою очередь страна Советов, не имевшая таких возможностей, была вынуждена подойти к решению проблемы с творческой стороны.
Самым большим был Юрий Гагарин.
Что делать если у вас нет возможности построить комплекс космической связи там, где этого требует география? Правильно, сделать пункт связи подвижным. Советские ученые быстро пришли к выводу о необходимости создания специальных научных кораблей. Самым известным и большим из них в итоге стал 231-метровый красавец «Космонавт Юрий Гагарин» проекта 1909, спущенный на воду в 1969 году и прослуживший вплоть до распада страны Советов. При этом «Юрий Гагарин» стал далеко не единственным научным судном-антенной в своем роде. Менее известным, но не менее впечатляющим оказался «Космонавт Владимир Комаров». Правда, в отличие от упомянутого выше, «Комаров» начал службу в совершенно другом качестве.
Корабль космической связи.
Свою историю научное судно начало как сухогруз проекта 595 с названием «Геническ». Построили его на Херсонском судостроительном заводе. Однако, в 1966 году его решили переоборудовать в плавучую лабораторию. Переоснастили корабль всего за год. Уже в 1967 году специалисты Балтийского завода сдали судно в эксплуатацию. При этом в процессе перестройки внешний вид корабля изменился до неузнаваемости. Судно стало шире, его борта – выше, на палубе появилась новая надстройка, на носу и корме бывшего сухогруза выросли огромные 8-метровые антенны. Для защиты от непогоды и морской соли, оборудование скрыли под защитными радиопрозрачными сферами диаметром 7.5 и 18 метров.
Прослужил 20 лет.
Вишенкой на торте модернизации стало оснащение «Комарова» дополнительной электростанцией, для которой потребовалось установить специальные охлаждающие емкости с жидким азотом. Только с его помощью получилось добиться достаточного охлаждения для электростанции и усилителей сигнала антенны. Интересным новшеством научного судна стала система защиты экипажа от излучения антенн. До советского «Комарова» ни одно другое судно связи не оснащалось какой-либо защитой для экипажа. В качестве научного судна связи корабль прослужил 22 года пройдя за это время свыше 700 тысяч морских миль, что соразмерно с почти 30 кругосветными плаваньями.
Торжество инженерного гения.