Парламентарии сообразили, как заставить людей увидеть истинное лицо кредитов
В Госдуму внесен законопроект с новыми требованиями к рекламе займов
Как уберечь россиян от быстрых кредитов и инфоцыган, сулящих несметные богатства за три дня, задумались парламентарии. Депутаты и сенаторы уверены: закредитованность вызывает привыкание, как то же курение. А значит и реклама у «быстрых» денег должна быть максимально похожей на сигаретную пачку: непривлекательной и даже отпугивающей.
ФОТО: ГЕННАДИЙ ЧЕРКАСОВ
«Как перезанять, чтобы переотдать?». По формуле сатирика Михаила Задорнова в России живут как минимум 47 млн человек. Это цифры закредитованности населения на первое полугодие 2023 года по данным ЦБ. Так что к настоящему времени, возможно, ситуация еще печальнее. Причем неуклонно растет доля заемщиков с тремя кредитами и более.
Думцы и сенаторы винят во всем чрезмерную доступность займов. А точнее, чересчур привлекательную рекламу, которая не позволяет задуматься и принять решение на холодную голову.
Даже если не принимать во внимание предложения, которые как из рога изобилия регулярно сыпятся на граждан из мобильных приложений банков («вы наш любимый клиент!», «индивидуальное предложение со сниженной ставкой только для вас!») — заманчивой рекламы кредитов хватает. На ТВ, радио и в Интернете то и дело появляются яркие ролики, призывающие взять взаймы у банка на супер-привлекательных условиях. Ну а микрофинансовые фирмы предпочитают в качестве крючка для ловли клиента использовать спам-звонки и смс-рассылку.
В большинстве случаев такая реклама рассказывает о преимуществах и, как рыба, молчит о недостатках и критически важных условиях, влияющих на финальную стоимость кредита. В итоге для некоторых кредит становится вредной привычкой.
На это обратила внимание группа депутатов ГД и сенаторов. Парламентарии решили скорректировать требования к рекламе финансовых продуктов таким образом, чтобы зритель или слушатель как минимум задумался. Как максимум — бежал от кредита, как ошпаренный. Для этого всего-то и надо, чтобы банкиры рассказывали о своих продуктах правду.
Конечно, честный банк — это своего рода оксюморон. Но, похоже, дружить с правдой финансистам все же придется. Соответствующий проект поправок в закон «О рекламе» уже внесен в нижнюю палату. Вот что предлагают авторы, среди которых глава комитета ГД по экономической политике Максим Топилин, зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный и сенатор Артем Шейкин.
Во-первых, в рекламных роликах кредитов может появиться грозное предупреждение: «Изучите все условия кредита». И обязательно ссылка на раздел сайта банка, где их можно изучить.
По идее, все эти указания есть в рекламе банков и сейчас. Но «мышиным» шрифтом и на пару секунд. Чтобы вчитаться и понять, на какой сайт и в какой раздел заходить, чтобы изучить важные условия кредитного договора, приходится в режиме стоп-кадра с лупой изучать экран. Ну а с радио-рекламой такой фокус и вовсе бесполезен. Там важная информация проносится мимо ушей слушателя за секунду в таком быстром темпе, что смысл слов невозможно даже расшифровать.
Собственно, на это указывают и авторы поправок. По их данным, 16,6% всех нарушений правил рекламы в 2023 году на совести кредитных организаций.
По новым правилам, запроектированным в поправках, аудио-реклама должна будет отдавать три секунды времени на предупреждение о необходимости изучить всё, что важно. Для рекламных роликов на ТВ и в Интернете своя «процентная ставка» — 5% площади кадра должно занимать предостережение. Если кредит рекламируется в прессе или на уличных баннерах — будет работать то же правило 5%.
По мнению разработчиков, таких объемов хватит, чтобы человек не только заметил, что там такое написано, но и оценил, задумался и, возможно, передумал брать кредит.
Еще одно условие будет касаться рассказу о ставке по кредиту. Ее придется раскрывать полностью, снабдив надписью «полная стоимость кредита». При этом шрифт не должен быть «мышиным», подчеркивают парламентарии.
Более того, в рекламе должен быть и еще один лозунг: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски». На него планируется отвести пять секунд эфирного времени на радио и 7% площади кадра на ТВ.
«Принятие законопроекта направлено на сокращение импульсивно взятых кредитов без надлежащего обдумывания последствий заключения договора кредитования и доступности финансовой нагрузки для заёмщика и его семьи», — объясняют парламентарии в пояснительной записке к законопроекту. Кстати, эти же правила будут работать и для рекламы ипотеки.
Кроме того, в Совфеде прорабатывается инициатива, направленная на снижение популярности всевозможных «марафонов желаний» и бизнес-тренингов. Автор еще одних поправок в закон «О рекламе» сенатор Артем Шейкин подчеркнул, что сейчас такая реклама изобилует голословными обещаниями быстрого заработка. При этом формально тренинги личностного роста или финансовой грамотности считаются просветительской деятельностью. А значит и гарантировать какой-либо результат не могут. Чтобы доверчивые граждане не попадались на сказки про возможность стать миллионером за три дня с помощью правильных обращений к космическим силам, в законе появится специальное требование. Реклама любых тренингов должна будет содержать фразу о том, что никто никому ничего не гарантирует. Только учит и просвещает.
Наконец, уже с 17 апреля начнут работать серьезные санкции против спам-звонков с рекламой услуг банков, микрофинансовых фирм и всевозможных инфоцыган. Как рассказал депутат Госдумы Антон Немкин, штраф за массовые обзвоны граждан составит для физических лиц 10-20 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 100 тысяч. Для юрлиц планка еще выше — 300 тысяч до миллиона рублей.
Как уберечь россиян от быстрых кредитов и инфоцыган, сулящих несметные богатства за три дня, задумались парламентарии. Депутаты и сенаторы уверены: закредитованность вызывает привыкание, как то же курение. А значит и реклама у «быстрых» денег должна быть максимально похожей на сигаретную пачку: непривлекательной и даже отпугивающей.
ФОТО: ГЕННАДИЙ ЧЕРКАСОВ
«Как перезанять, чтобы переотдать?». По формуле сатирика Михаила Задорнова в России живут как минимум 47 млн человек. Это цифры закредитованности населения на первое полугодие 2023 года по данным ЦБ. Так что к настоящему времени, возможно, ситуация еще печальнее. Причем неуклонно растет доля заемщиков с тремя кредитами и более.
Думцы и сенаторы винят во всем чрезмерную доступность займов. А точнее, чересчур привлекательную рекламу, которая не позволяет задуматься и принять решение на холодную голову.
Даже если не принимать во внимание предложения, которые как из рога изобилия регулярно сыпятся на граждан из мобильных приложений банков («вы наш любимый клиент!», «индивидуальное предложение со сниженной ставкой только для вас!») — заманчивой рекламы кредитов хватает. На ТВ, радио и в Интернете то и дело появляются яркие ролики, призывающие взять взаймы у банка на супер-привлекательных условиях. Ну а микрофинансовые фирмы предпочитают в качестве крючка для ловли клиента использовать спам-звонки и смс-рассылку.
В большинстве случаев такая реклама рассказывает о преимуществах и, как рыба, молчит о недостатках и критически важных условиях, влияющих на финальную стоимость кредита. В итоге для некоторых кредит становится вредной привычкой.
На это обратила внимание группа депутатов ГД и сенаторов. Парламентарии решили скорректировать требования к рекламе финансовых продуктов таким образом, чтобы зритель или слушатель как минимум задумался. Как максимум — бежал от кредита, как ошпаренный. Для этого всего-то и надо, чтобы банкиры рассказывали о своих продуктах правду.
Конечно, честный банк — это своего рода оксюморон. Но, похоже, дружить с правдой финансистам все же придется. Соответствующий проект поправок в закон «О рекламе» уже внесен в нижнюю палату. Вот что предлагают авторы, среди которых глава комитета ГД по экономической политике Максим Топилин, зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный и сенатор Артем Шейкин.
Во-первых, в рекламных роликах кредитов может появиться грозное предупреждение: «Изучите все условия кредита». И обязательно ссылка на раздел сайта банка, где их можно изучить.
По идее, все эти указания есть в рекламе банков и сейчас. Но «мышиным» шрифтом и на пару секунд. Чтобы вчитаться и понять, на какой сайт и в какой раздел заходить, чтобы изучить важные условия кредитного договора, приходится в режиме стоп-кадра с лупой изучать экран. Ну а с радио-рекламой такой фокус и вовсе бесполезен. Там важная информация проносится мимо ушей слушателя за секунду в таком быстром темпе, что смысл слов невозможно даже расшифровать.
Собственно, на это указывают и авторы поправок. По их данным, 16,6% всех нарушений правил рекламы в 2023 году на совести кредитных организаций.
По новым правилам, запроектированным в поправках, аудио-реклама должна будет отдавать три секунды времени на предупреждение о необходимости изучить всё, что важно. Для рекламных роликов на ТВ и в Интернете своя «процентная ставка» — 5% площади кадра должно занимать предостережение. Если кредит рекламируется в прессе или на уличных баннерах — будет работать то же правило 5%.
По мнению разработчиков, таких объемов хватит, чтобы человек не только заметил, что там такое написано, но и оценил, задумался и, возможно, передумал брать кредит.
Еще одно условие будет касаться рассказу о ставке по кредиту. Ее придется раскрывать полностью, снабдив надписью «полная стоимость кредита». При этом шрифт не должен быть «мышиным», подчеркивают парламентарии.
Более того, в рекламе должен быть и еще один лозунг: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски». На него планируется отвести пять секунд эфирного времени на радио и 7% площади кадра на ТВ.
«Принятие законопроекта направлено на сокращение импульсивно взятых кредитов без надлежащего обдумывания последствий заключения договора кредитования и доступности финансовой нагрузки для заёмщика и его семьи», — объясняют парламентарии в пояснительной записке к законопроекту. Кстати, эти же правила будут работать и для рекламы ипотеки.
Кроме того, в Совфеде прорабатывается инициатива, направленная на снижение популярности всевозможных «марафонов желаний» и бизнес-тренингов. Автор еще одних поправок в закон «О рекламе» сенатор Артем Шейкин подчеркнул, что сейчас такая реклама изобилует голословными обещаниями быстрого заработка. При этом формально тренинги личностного роста или финансовой грамотности считаются просветительской деятельностью. А значит и гарантировать какой-либо результат не могут. Чтобы доверчивые граждане не попадались на сказки про возможность стать миллионером за три дня с помощью правильных обращений к космическим силам, в законе появится специальное требование. Реклама любых тренингов должна будет содержать фразу о том, что никто никому ничего не гарантирует. Только учит и просвещает.
Наконец, уже с 17 апреля начнут работать серьезные санкции против спам-звонков с рекламой услуг банков, микрофинансовых фирм и всевозможных инфоцыган. Как рассказал депутат Госдумы Антон Немкин, штраф за массовые обзвоны граждан составит для физических лиц 10-20 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 100 тысяч. Для юрлиц планка еще выше — 300 тысяч до миллиона рублей.
+3
181
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии