Советский киноавтобус. Как это было
Как по СССР колесили необычные кинотеатры и о чем можно задуматься современным киношникам.
За всю историю кинематограф преодолел долгий путь от немых короткометражек на белой ткани до самых невероятных спецэффектов в оборудованных по последнему слову технологий кинозалах. Но было в нашей стране отдельное явление – передвижные кинотеатры. Особая культура кинопередвижек представляла массовое явление, а сеансы проводились прямо в жилых дворах. Конечно, все это было частью госпропаганды, хоть и выглядело организацией досуга детей и взрослых. Кто и зачем придумал мобильные кинотеатры, и что сегодня можно почерпнуть из советского киноопыта?
Первые кинотеатры на базе санитарных авто.
После революции 1917-го кино признали работающим инструментом советской пропаганды. С началом Гражданской войны режиссер Светлов и оператор Лемке сняли «Пролетарград на страже революции», разъяснявший малограмотным зрителям разницу между белыми и красными и причину правоты последних. Кинолента не сохранилась, но ее восприняли настолько серьезно, что даже обсуждали переименование Северной столицы. Петроград Пролетарградом не стал, но появился «Пролетарградский кинокомитет», отвечавший за развитие передвижных кинотеатров. Первым стал грузовик под тентом. Аппаратуру для кинопоказа короткометражек перевозили на санавтомобилях времен императорской армии, а порой и на простых телегах.
Передвижная киноустановка «Украина-5», появившаяся в 1970-х, была рассчитана на 16-мм пленку.
К концу 20-х дело заспорилось: несколько грузовиков капитально отремонтировали и максимально приспособили к кинотеатрам на колесах. Слава передвижек шла вверх, а их оснащению посвящались отдельные исследования. Сохранились записи, как инженер Дмитрий Заонегин защищал дипломную работу об улучшенной модели мобильного кинотеатра. В молодом государстве большевиков все началось с высказывания Ленина о кино, как важнейшем из искусств. Позже о роли и значении киноиндустрии высказался и товарищ Сталин. Тот говорил прямее: «Кино есть величайшее средство массовой агитации». И ставил конкретную задачу взять это дело в государственные руки.
Власти прекрасно понимали, что информация, подаваемая с большого экрана, способна воздействовать на массы, а качественное и грамотно снятое кино поможет воспитывать трудящихся в едином духе социализма, развивать культуру и политическую боеспособность. Это сегодня вышесказанное кажется понятным и логичным, а тогда это было открытием. Кто снимает кино, тот и формирует общественное мнение. Так в руках советской власти оказалась огромная сила.
Автобусы-кинотеатры ждали и взрослые.
На заре кинопередвижек демонстрировалось немое кино. С появлением в кинематографе звука пришли и новые фильмы. В 30-е миллионы советских граждан смотрели первую отечественную звуковую ленту — «Путевка в жизнь». На тот момент ТВ и даже радио не были общедоступными, а полноценные кинотеатры появлялись только в крупных и средних городах. Чтоб посетить кино, жителю глубинки приходилось добираться не один час. Проблему доступности «важнейшего из искусств» и решали передвижные кинотеатры, колесившие по сельской местности, пионерским лагерям и рабочим предприятиям. Водитель, он же киномеханик, был самым желанным аниматором той эпохи.
Кадр из фильма „Королева бензоколонки“.
Передвижные автобусы-кинотеатры отличались способами демонстрации картин. Первые представляли собой транспорт, просто перевозящий аппаратуру, пленки и белую простыню-экран. Техника выгружалась в нужном месте, и после установки начинался показ в помещении или под открытым небом. Чуть позже появился второй тип. В 1950-е первые автобусы, выпущенные после Великой Отечественной, стали выходить из строя. Их списывали, разбирали на запчасти, а некоторым давали вторую жизнь, оборудуя под передвижные кинотеатры. Кроме самого «зала», требовались экран, проектор и генератор. Передвижка имела два входа: для зрителей и для киномеханика-водителя. Чтоб свет не мешал, проникая в окна, их завешивали популярными плакатами или просто плотными шторами. Использовались в основном автобусы ЗиС 155, выпускавшиеся в Белоруссии. Базовая комплектация предполагала 28 посадочных мест. Но ввиду огромного спроса это число разными способами увеличивали, умудряясь набивать автобусы 4 десятками кинозрителей.
Со временем показы стали платными.
Автобусы-кинотеатры колесили в соответствии с установленным графиком и в первые советские годы были бесплатными. В передвижках крутили и детское, и взрослое кино. Что интересно, некоторые передвижные кинотеатры появлялись по инициативе простых работяг. Так, детская передвижка «Малыш» появилась в 1963-м в Уфе усилиями водителя Горкомхоза Степана Стуколкина. На досуге он увлекался кинематографией, и ухватился за интересную задумку порадовать детвору. Стуколкин отремонтировал старенький ЗиС-155, самостоятельно оборудовав его под кинотеатр. Своему творению он дал имя «Малыш». Передвижной кинотеатр официально определили в ведомство киноорганизации «Родина», а Стуколкина назначили шофером и по совместительству киномехаником.
Вырезка из минской газеты.
В Министерство культуры все чаще приходили письма от детских садов и родителей с просьбами создавать такие кинотеатры для самых маленьких зрителей. В 60-е «Малютки» появлялись повсеместно. «Зрительный зал» в салоне включал полсотни мест. Автобусы красочно оформляли тематическими изображениями с героями мультфильмов или, например, на тему космоса. Когда к очередному месту показа подъезжал автобус, детвора бросалась к родителям за мелочью. В 70-е билетик уже стоил 5 копеек. Сегодня может показаться, что столь примитивный досуг ничем не занимателен с точки зрения сервиса и технологий. Если не брать во внимание все больше растущую популярность современных блютуз-проекторов.
Выходит, что ни уровень развития технологий, ни индивидуальный гаджет не заменяет коллективного просмотра, где реакция соседа порой не менее интересна, чем сам сюжет. Ведь когда в «Малютке» смеялись всем салоном, эмоции были непередаваемыми. Вот и получается, что сегодняшние оснащенные кинотеатры с ультрасовременными звуковыми системами не в состоянии конкурировать с советским автобусом-кинотеатром по определению. Это абсолютно разные вещи, начиная с формы восприятия и заканчивая коллективным эффектом. Тот кинопоказ изначально был целым событием, так что современным идеологам и организаторам есть что взять на заметку.
За всю историю кинематограф преодолел долгий путь от немых короткометражек на белой ткани до самых невероятных спецэффектов в оборудованных по последнему слову технологий кинозалах. Но было в нашей стране отдельное явление – передвижные кинотеатры. Особая культура кинопередвижек представляла массовое явление, а сеансы проводились прямо в жилых дворах. Конечно, все это было частью госпропаганды, хоть и выглядело организацией досуга детей и взрослых. Кто и зачем придумал мобильные кинотеатры, и что сегодня можно почерпнуть из советского киноопыта?
Какую роль отвели кино
Первые кинотеатры на базе санитарных авто.
После революции 1917-го кино признали работающим инструментом советской пропаганды. С началом Гражданской войны режиссер Светлов и оператор Лемке сняли «Пролетарград на страже революции», разъяснявший малограмотным зрителям разницу между белыми и красными и причину правоты последних. Кинолента не сохранилась, но ее восприняли настолько серьезно, что даже обсуждали переименование Северной столицы. Петроград Пролетарградом не стал, но появился «Пролетарградский кинокомитет», отвечавший за развитие передвижных кинотеатров. Первым стал грузовик под тентом. Аппаратуру для кинопоказа короткометражек перевозили на санавтомобилях времен императорской армии, а порой и на простых телегах.
Передвижная киноустановка «Украина-5», появившаяся в 1970-х, была рассчитана на 16-мм пленку.
К концу 20-х дело заспорилось: несколько грузовиков капитально отремонтировали и максимально приспособили к кинотеатрам на колесах. Слава передвижек шла вверх, а их оснащению посвящались отдельные исследования. Сохранились записи, как инженер Дмитрий Заонегин защищал дипломную работу об улучшенной модели мобильного кинотеатра. В молодом государстве большевиков все началось с высказывания Ленина о кино, как важнейшем из искусств. Позже о роли и значении киноиндустрии высказался и товарищ Сталин. Тот говорил прямее: «Кино есть величайшее средство массовой агитации». И ставил конкретную задачу взять это дело в государственные руки.
Власти прекрасно понимали, что информация, подаваемая с большого экрана, способна воздействовать на массы, а качественное и грамотно снятое кино поможет воспитывать трудящихся в едином духе социализма, развивать культуру и политическую боеспособность. Это сегодня вышесказанное кажется понятным и логичным, а тогда это было открытием. Кто снимает кино, тот и формирует общественное мнение. Так в руках советской власти оказалась огромная сила.
Эволюция передвижек
Автобусы-кинотеатры ждали и взрослые.
На заре кинопередвижек демонстрировалось немое кино. С появлением в кинематографе звука пришли и новые фильмы. В 30-е миллионы советских граждан смотрели первую отечественную звуковую ленту — «Путевка в жизнь». На тот момент ТВ и даже радио не были общедоступными, а полноценные кинотеатры появлялись только в крупных и средних городах. Чтоб посетить кино, жителю глубинки приходилось добираться не один час. Проблему доступности «важнейшего из искусств» и решали передвижные кинотеатры, колесившие по сельской местности, пионерским лагерям и рабочим предприятиям. Водитель, он же киномеханик, был самым желанным аниматором той эпохи.
Кадр из фильма „Королева бензоколонки“.
Передвижные автобусы-кинотеатры отличались способами демонстрации картин. Первые представляли собой транспорт, просто перевозящий аппаратуру, пленки и белую простыню-экран. Техника выгружалась в нужном месте, и после установки начинался показ в помещении или под открытым небом. Чуть позже появился второй тип. В 1950-е первые автобусы, выпущенные после Великой Отечественной, стали выходить из строя. Их списывали, разбирали на запчасти, а некоторым давали вторую жизнь, оборудуя под передвижные кинотеатры. Кроме самого «зала», требовались экран, проектор и генератор. Передвижка имела два входа: для зрителей и для киномеханика-водителя. Чтоб свет не мешал, проникая в окна, их завешивали популярными плакатами или просто плотными шторами. Использовались в основном автобусы ЗиС 155, выпускавшиеся в Белоруссии. Базовая комплектация предполагала 28 посадочных мест. Но ввиду огромного спроса это число разными способами увеличивали, умудряясь набивать автобусы 4 десятками кинозрителей.
Народная инициатива
Со временем показы стали платными.
Автобусы-кинотеатры колесили в соответствии с установленным графиком и в первые советские годы были бесплатными. В передвижках крутили и детское, и взрослое кино. Что интересно, некоторые передвижные кинотеатры появлялись по инициативе простых работяг. Так, детская передвижка «Малыш» появилась в 1963-м в Уфе усилиями водителя Горкомхоза Степана Стуколкина. На досуге он увлекался кинематографией, и ухватился за интересную задумку порадовать детвору. Стуколкин отремонтировал старенький ЗиС-155, самостоятельно оборудовав его под кинотеатр. Своему творению он дал имя «Малыш». Передвижной кинотеатр официально определили в ведомство киноорганизации «Родина», а Стуколкина назначили шофером и по совместительству киномехаником.
Вырезка из минской газеты.
В Министерство культуры все чаще приходили письма от детских садов и родителей с просьбами создавать такие кинотеатры для самых маленьких зрителей. В 60-е «Малютки» появлялись повсеместно. «Зрительный зал» в салоне включал полсотни мест. Автобусы красочно оформляли тематическими изображениями с героями мультфильмов или, например, на тему космоса. Когда к очередному месту показа подъезжал автобус, детвора бросалась к родителям за мелочью. В 70-е билетик уже стоил 5 копеек. Сегодня может показаться, что столь примитивный досуг ничем не занимателен с точки зрения сервиса и технологий. Если не брать во внимание все больше растущую популярность современных блютуз-проекторов.
Выходит, что ни уровень развития технологий, ни индивидуальный гаджет не заменяет коллективного просмотра, где реакция соседа порой не менее интересна, чем сам сюжет. Ведь когда в «Малютке» смеялись всем салоном, эмоции были непередаваемыми. Вот и получается, что сегодняшние оснащенные кинотеатры с ультрасовременными звуковыми системами не в состоянии конкурировать с советским автобусом-кинотеатром по определению. Это абсолютно разные вещи, начиная с формы восприятия и заканчивая коллективным эффектом. Тот кинопоказ изначально был целым событием, так что современным идеологам и организаторам есть что взять на заметку.
+4
161
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии