Во время строительных работ в Археологическом музее Амфиполиса в 1976 году рабочие обнаружили вырубленную в скальной породе кустовую гробницу, до сих пор запечатанную и нераскопанную. Любопытно, что захоронение находилось внутри городских стен рядом с рыночной площадью Амфиполя.
Подняв блоки, они обнаружили массивный серебряный гроб, в котором все еще хранились кремированные останки усопшего. На гробе покоилась изысканная золотая лавровая корона. Кто же этот человек, получивший богатое погребение в самом сердце древнего города?
Удивительно, но ответ на этот вопрос дал знаменитый историк Фукидид, а вскоре выяснилось, что они нашли гробницу легендарного спартанского полководца Брасидаса.
Брасидас был не только ключевой фигурой Пелопоннесской войны, но и заклятым врагом самого Фукидида, который до написания своих историй был афинским полководцем.
Брасидас и Фукидид сражались за контроль над Амфиполем в 424 году до н. э., и спартанцы под предводительством Брасидаса захватили город. Будучи весьма уважаемым вождем, он справедливо правил в Амфиполе до 422 года до н. э., когда афиняне вернулись во главе с полководцем Клеоном. Спартанские войска собрались, чтобы встретить афинян, и Брасидас вдохновил их речью, которую Фукидид подробно цитирует (5.9). Он призвал «не сдаваться, альтернатива — рабство у Афин. Что касается меня, то я покажу вам, что не просто отдаю приказы, но и выполняю то, что проповедую».
Он возглавил атаку на врага и был одним из семи спартанцев, погибших в сражении, против шестисот афинян. После битвы при Амфиполе он был удостоен исключительной чести быть похороненным внутри стен города, у входа на рынок, в том самом месте, где в 1976 году была обнаружена эта гробница. Фукидид пишет, что город чествовал Брасида играми и ежегодными жертвоприношениями у его гробницы на агоре.
Сегодня гробницу Брасида можно посетить в подвале Археологического музея Амфиполя, а его серебряный ларец и золотой венок (также описанные Фукидидом в 5.11) можно увидеть внутри музея.
В качестве эпилога Фукидид так отзывается о своем противнике:
«Прославленная доблесть и поведение Брасида привели к тому, что многие афинские союзники перешли на сторону спартанцев. Он всегда первым вступал в бой и во всех случаях показывал себя настолько хорошим человеком, что оставил после себя убеждение, что все остальные спартанцы должны быть такими же, как он» (4.81).