Роды без боли? Такое возможно?
Ещё в начале 19 века было такое понятие как «сумеречный сон». Газеты все пестрели заголовками о том, что мучения женщин в родах прекращены, благодаря врачам. Но в чём же было дело?
Всё началось в Германии в далёком 1906 году: Карл Гаусс и Бернхард Кронинг (два акушера) замешали удивительный анестезирующий коктейль, состоящий из смеси скополамина и морфина. Морфин облегчал болевые ощущения, а скополамин вызывал у пациентов небольшую эйфорию, сонливость, а после амнезию. Такое сочетание, при этом, не превращало женщину в овощ — она прекрасно понимала, что ей говорят врачи и выполнять их указания.
Проведённые эксперименты, по словам Гаусса и Кронинга, показали, что методика приводит к сокращению осложнений родовой деятельности и приступили к популяризации «сумеречного сна» в Баденском государственном университете.
Разумеется, слухи о том, что можно родить без многочасовых мук и осложнений сначала разлетелись по Германии, а потом и по миру. В Баден стали приезжать женщины из Африки, России, США — все хотели разрешиться от бремени максимально комфортно.
Тысячи счастливых мам рассказывали, как волшебно быть в «сумеречном сне» и некоторые даже прибегали к нему не единожды. Газетчики брали интервью у девушек, которые все как одна рассказывали, что отказываются рожать без чудесного «коктейля». Новый способ имел все шансы распространиться по всем роддомам мира.
А вот по другую сторону восторгов от «сумеречного сна» стояли врачи. Они били в колокола, пытаясь доказать, что газетные статьи не должны и не имею права руководить медицинскими практиками. Все попытки перенять немецкий опыт: медсёстры были неопытны, отмеряли неправильную дозу скополамина, что вызывало проблемы с дыханием новорожденных.
Элитная услуга так и не смогла стать своего рода «для всех». В Бадене пациентки находились в кровати, больше похожей на колыбельку, где женщинам надевали маски для глаз, в уши вставляли ватные затычки, а рубашки на них были похожи на смирительные, только не такие суровые. Ну и, конечно, к каждой роженице был приставлен доктор. В обычной больнице, в начале 20 века, такие роскошные условия воссоздать было практически невозможно.
Время показало, что проблема не только в организации таких безболезненных родов. Выяснилось, что вообще-то новаторский метод ничем, по сути, не отличается от самых обыкновенных родов. Да, роженицы испытывают такую же боль — это доказали крики в процессе родов и ожоги от тканевых полос, которыми привязывали женщин к кроватям.
Вся суть была в финальном эффекте «сумеречного сна» — амнезии. Новоиспечённая мать просто не помнила, что она пережила и были даже случаи, когда девушки не верили, что уже прошли через роды и у них на руках их же собственный ребёнок.
В 1915 году был подписан окончательный приговор «сумеречном сну», когда погибла одна из его ярых сторонниц — Шарлотта Кармоди. Во время родов у неё открылось кровотечение, из-за которого женщина скончалась. Скополамин тут был совершенно не при чём, но популяризация «сумеречного сна» резко прекратилась.
Но при этом скополамин ещё долго применялся акушерами и только в 1960 году от него совсем отказались.
- Комментарии