Может ли человек опередить летящую пулю? Комиксы и кино говорят, что да, реальность — что нет. Но размыть границы реальности не так сложно, как кажется на первый взгляд. По крайней мере, единицам это удается. Как иначе объяснить их совершенно нечеловеческую скорость?
Восточные фильмы на тематику самураев и ниндзя, аниме, видеоигры и фантастика вроде «Звездных войн» уверенно заявляют, что меч является совершенно адекватной защитой против огнестрельного оружия. Опытный самурай (или джедай) вполне способен рассечь пулю на лету своим верным клинком, а потом уже и порубить в капусту недальновидного стрелка. Сегодня над такими сюжетами можно посмеяться или все-таки не стоит?
Ясный солнечный день 2011 года, на небольшом полигоне находятся четверо людей — ведущий, эксперт по работе мозга, стрелок и самурай. Выстрел происходит с расстояния двадцати метров, и пластмассовый шарик устремляется к цели со скоростью в 350 км/час.
Самурай делает единственный стремительный выпад и убирает меч в ножны, пока камера фиксирует действие и показывает заново в слоу-мо. Рассеченный надвое шарик разлетается на мелкие осколки. И это не выдумка, и не монтаж. Эксперт ошарашено пытается объяснить что-то насчет «совершенно иного уровня восприятия и обработки данных», но ведущий не удивлен, так как хорошо знал, кого пригласил на эксперимент.
Самурая зовут Исао Мачии, в свои тридцать семь лет он – многократный рекордсмен Книги Рекордов Гинесса по самому быстрому обращению с катаной. Подобный опыт-шоу для него даже не вызов, ведь ему доводилось разрубать условные «пули» на скорости свыше 800 км/час.
Кроме того, в достижения мастера входят «быстрейшая тысяча ударов меча», «быстрейшее рассечение катаной стволов бамбука» и тому подобное. В последнем, кстати, его в один момент опередил промышленный робот, о чем есть соответствующее видео. Учитывая, что машину помог «натренировать» сам Исао, вряд ли стоит ставить ему это в вину.
Исао Мачии практикует иайдо — древнее японское искусство молниеносных атак мечом. Информация о нем распространена чуть менее широко, чем о кэндо, да и суть тут вовсе в фехтовании. Во времена сегунов самураи практиковали иайдо, чтобы в мгновение ока поразить противника мечом, еще секунду назад покоящимся в ножнах, и со спокойной душой убрать его в те же ножны лишь отряхнув от крови.
В наши дни техника убийства со скоростью молнии не настолько актуальна, зато позволяет ставить потрясающие рекорды. Если, конечно, вы относитесь к тому же типу сверхлюдей, что и Исао Мати, не только тренирующихся в обращении с катаной десятилетиями, но и способных заметить крошечный снаряд, летящий со скоростью пули. Одного таланта в таком деле мало, это уже попахивает легендами о самураях древности.
Мир знает еще один пример невероятной скорости, также пришедший из Азии. Брюс Ли, один из самых известных мастеров боевых искусств всех времен, кроме всего прочего являлся человеком с быстрейшим ударом на планете. Пули ему ловить не приходилось (он и не пробовал), а вот подбрасывать в воздух зернышки риса, затем схватывая их в воздухе палочками для еды — запросто.
Его движения во время съемок были настолько быстры, что их не удавалось уловить съемкой 24 кадра в секунду (обычной в то время). Специально для Брюса некоторые сцены снимались 32-кадровым способом, и то за его руками было уследить тяжеловато.
Максимальная скорость удара Брюса Ли на расстоянии одного метра составляла 0,05 секунды, то есть примерно одна двадцатая промежутка времени, за которое человек моргает. Прибавьте к этому силу удара, буквально пробивающую металл.
Сверхскорость не обязательно обязана подталкивать человека к боевым искусствам. Однофамилец Брюса, британский музыкант Бен Ли, официально считается самым быстрым скрипачом мира, способным сыграть «Полет шмеля» со скоростью 15 нот в секунду. Свой «титул» он подтверждал четырежды и не превзойден никем и по сей день. Наблюдая за его рекордом можно подумать, что скрипача снимали в ускоренной съемке – движения попросту поражают.
Брюс Ли начал тренироваться с пяти лет и продолжал каждый день, постоянно находя новые способы усовершенствовать свое тело. Исао Мачии также приступил к практике иаидо в детском возрасте, к тридцати годам достигнув потрясающих результатов по скорости. Бен Ли оттачивал искусство скоростной игры на скрипке десятки тысяч часов. Их невозможно упрекнуть в жульничестве, ведь упорные тренировки — это серьезный аргумент.
Но кто-то другой, возможно, тоже будет заниматься боевыми искусствами или музыкой всю жизнь, но даже близко не подойдет к рекордам Брюса Ли, Бена Ли и Исао Мачии. К счастью, нам обычно и не требуется демонстрировать подобное, но неужели этот феномен можно назвать лишь чудом?
Существует косвенное обоснование таланта сверхбыстрых людей, обнаруженное генетиками. Те проводили опыты лишь на мышах, зато вычленили у тех ген NCOR1, подавляющий чрезмерный рост и силу мускулов. Заблокировав воздействие данного белка, ученые смогли вырастить натуральную супермышь, щеголяющую мощной мускулатурой в самом раннем возрасте.
Такой грызун-мутант бегал вдвое дальше и быстрее, чем обычные мыши. Подобные эксперименты с похожими результатами проходили и на других мышах, с использованием иных методов изменения генов. Так что стать непревзойденным спортсменом вполне возможно и с рождения, если выиграть приз в генетической лотерее.
Следя за рекордами гениев скорости несложно задуматься, как мало мы на самом деле знаем о возможностях собственных тел. Чистая правда, что выброс адреналина в экстремальных ситуациях может помочь самому обычному человеку без малейших тренировок установить рекорды по скорости или силе, только зафиксировать это довольно сложно.
Существовали вполне реальные люди, отпрыгивающие от несущихся на них машин как заправские атлеты, пробегающие стометровку на уровне Усэйна Болта, спасаясь от погони, или поднимающие огромные куски обломков зданий, пытаясь вытащить близких людей из-под завалов.
Вспоминается известная байка, что человеческий мозг использует лишь десять процентов своей настоящей мощи. И хотя это чистый вымысел, с физическими способностями все не так просто. Человек делает каждое свое движение неосознанно, скорость взаимодействия между мозгом и мышцами составляет тысячные доли секунды.
Тем не менее, мы осознаем, что не можем поймать зернышко риса палочками в воздухе или рассечь пулю. И даже если пытаемся, терпим неудачу, кроме экстренных случаев, где на раздумья вовсе не остается времени. Получается, тренировки предназначены не только для приспособления мышц, но и правильного образа мышления, при котором человек забывает о невозможном. И здесь не обязательны генетики или изощренная терапия, а нужна только настоящая уверенность в себе. Только тот, кто верит в себя, способен обогнать пулю и при этом остаться человеком.