Египтяне считали, что страна мертвых находится на западе (ведь там заходило солнце), поэтому похороны происходили на западном берегу Нила. Самых влиятельных усопших туда отвозили на огромных ладьях. У входа в гробницу жрецы совершали необходимые ритуалы, включая обряд «отверзания уст». Эта церемония позволяла душе умершего соединиться с телом. Жрец дотрагивался до лица священными предметами. Приглашенные на похороны обедали в гробнице, а затем саркофаг помещали в погребальную камеру, гасили свет, гробницу закрывали, а гости расходились. Считалось, что ночью душа покинет мумию и отправится в земли Осириса.
После похорон гробницу закрывали. Строители старались тщательно замаскировать входы в неё — закладывали настоящий вход камнем, делали фальшивые. Внутренние коридоры усыпальниц перегораживали каменными блоками. Двери гробниц в Долине царей замуровывали. Но никакие меры не остановили расхитителей гробниц, опустошивших все пирамиды и большую часть скальных гробниц уже много лет назад.
Путь в землю Осириса был долгим и сложным. Продвигаясь на запад, вслед за заходящим солнцем, дух странствовал, пока не достигал волшебного лабиринта. Внутри лабиринта находились охраняемые ворота. Змеи-привратники открывали ворота лишь тому духу, который разгадал множество загадок. Ответы на эти загадки можно было найти в «Книге мертвых», иллюстрированном собрании заклинаний и молитв, которую клали в гроб каждому усопшему.
Пройдя сквозь лабиринт, дух умершего вступал в зал Двух истин. Здесь перед Осирисом духа просили произнести «отрицательную истину» — список преступлений, которые он не совершал. Наконец наступал черед бога Анубиса, взвешивавшего сердце усопшего. На одну чашу весов он клал перо Маат, богини истины, на другую – сердце.
Тот, бог-писец, изображавшийся с головой ибиса, объявлял приговор и записывал его на свитке. Те, чьи сердца оказывались легче пера истины, допускались во владения Осириса, очень похожие на земли живых людей. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт – лев с головой крокодила.
Египтяне верили, что если возможна жизнь после смерти, то и умереть тоже можно дважды. Умиравшие во второй раз уже не могли надеяться на возрождение. Вторая смерть могла быть вызвана разрушением мумифицированного тела и вела к смерти духа. К счастью, в чрезвычайной ситуации дух мог обитать в статуе, портрете, написанном имени или даже памяти. Только если кто-то полностью забывался, его или её душа окончательно умирала. Иногда тех, кто в земной жизни совершил ужасные преступления, карали второй смертью. Это наказание подразумевало уничтожение всех упоминаний об умершем – изображений, статуй и надписей с именем.