Изображение

Незадолго до гибели военкор Владлен Татарский полушутя посетовал, что бронеавтомобиль «Тигр» создан, видимо, для передвижения в глубоком тылу. Как иначе объяснить, что на передовой сплошь «Уралы», «КамАЗы» и УАЗы всех мастей: «Буханка», «Патриот», «Хантер»…

Именно УАЗ был основной рабочей лошадкой советской армии и, как видим, не потерял своей важности в армии российской. Поэтому сравним его (несколько вопреки логике — настолько они разные) с самым популярным вездеходом ВС США — Хаммером.

От «Козлика» до «Патриота»

Прародителем всех советских и российских военных внедорожников можно считать знаменитый «Козлик» — ГАЗ-64. Изначально, перед самым началом Великой Отечественной, он создавался как командирский автомобиль, который также можно было использовать как легкий артиллерийский тягач. Но в ходе боевых действий оказалось, что он успешно справляется с задачами транспортировки пехоты и раненых, а также может исполнять роль штабной и разведывательной машины.

В 70-х годах прошлого века производство военных джипов было передано на Ульяновский автозавод. Там появился знаменитый УАЗ-469, которому по наследству передалось и ласковое прозвище «Козлик». Несмотря на внешнюю (и функциональную) схожесть с американским армейским джипом Willys, он был сконструирован на базе узлов и решений легендарной «21-й Волги». Именно 469-й стал предшественником современных моделей: «Хантера» и «Патриота».

Почему УАЗ так любят военные?

469-й состоял на вооружении не только советской, а потом российской армии — с середины 70-х это был основной командирский автомобиль во всех странах Варшавского договора. Машина оказалась удачной и чрезвычайно надежной. Наверное, поэтому и производилась 35 лет почти без каких-либо изменений. Да и «Хантер» не сильно от нее отличается. Широкое использование модификаций УАЗ-469 в военных и силовых структурах обусловлено его неоспоримыми преимуществами.

Благодаря простоте и надежности конструкции ломаться там особо нечему. Среди автомехаников ходит даже такая характеристика: «простой, как кувалда». Унификация и ремонтопригодность автомобиля также находятся на высоком уровне. Большинство узлов в разных модификациях УАЗ, несмотря на их внешнее различие, идентичны. Ну а отремонтировать этот автомобиль можно буквально «при помощи лома и какой-то матери».

Проходимость — еще один весомый плюс. Благодаря удачному сочетанию массы авто, объема и мощности его двигателя, УАЗ хорошо справляется с любым бездорожьем и уверенно себя чувствует на зыбких болотистых почвах, опасных для более тяжелых автомобилей.

Вместительность и грузоподъемность говорят сами за себя: при массе в 1650 килограммов УАЗ способен вместить семерых и 100 кило багажа, или двоих и 600 килограммов груза. Также автомобиль способен буксировать прицеп массой 850 кг.

Стоит учесть и еще один фактор, пусть и не первоочередной, но важный для военной промышленности — стоимость. Производство УАЗа легко организовать, и оно не будет дорогим.

Неубиваемый бронеавтомобиль

Военный Хаммер, который называют Humvee (Хамви) автомобиль совершенно другого класса и функционала. Это именно боевая бронированная машина, разработанная в начале 80-х. Она создавалась для замены армейских джипов, а также ряда грузовиков и отчасти бронетранспортеров. И с этими задачами вполне справилась.

При этом Хамви отличается потрясающим для военной техники уровнем комфорта и высочайшей степенью надежности. Создатели рассчитывали, что при регулярном техобслуживании он просто не будет ломаться. Но уж если случится неприятность, починить это чудо инженерной мысли в полевых условиях едва ли получится.

При этом Хамви — полноценная боевая единица, способная выполнять задачи в разведке боем, наступлении и обороне. Ведь на авто можно установить пулемет, противотанковый комплекс, пушку или зенитные ракеты. Правда, уровень бронирования его все-равно остается недостаточным — машина сильно уязвима для фугасов, мин, тяжелого вооружения.

УАЗ vs Хаммер

Сравнивать Хаммер и УАЗ достаточно сложно из-за их разной конструкции и назначения. Тут куда бы больше подошло сравнение с «Тигром». И оно, уверено большинство экспертов, было бы в пользу последнего. Но все же попробуем.
УАЗ выигрывает в плане маневренности и проходимости, даже несмотря на меньший клиренс (300 мм против 410 мм), благодаря небольшому весу. За Хаммером же остается мощность и грузоподъемность, вооружение и защита. Правда, как мы уже упоминали выше, последней явно недостаточно, чтобы соперничать с танком или бронетранспортером. Хаммер способен вместить лишь четырех человек — плюс еще одного за пулеметом между передним и задним рядами сидений. УАЗик же — семерых. Правда, о комфорте при этом говорить не приходится.

В зачет отечественному джипу идет простота конструкции и ремонтопригодность, а еще, его вполне можно вытолкать оттуда, где он «сядет» (а любой вездеход рано или поздно где-то «сядет»), даже вручную. С тяжеленым Хаммером такой фокус не пройдет. Есть у УАЗа и еще одна «фишка», которая Хамви и не снилась, — возможность двигаться по рельсам — ширина колес совпадает со стандартной шириной отечественного ЖД-полотна. Правда, насколько это полезная функция на фронте — вопрос.

P.S. Справедливости ради заметим, что речь идет о военных модификациях УАЗ-469, от которых в Минобороны отказались в 2011 году. Гражданские «Хантеры» и «Патриоты», которые из принципа «на безрыбье и рак — рыба», сейчас используют в зоне СВО, к сожалению, сильно проигрывают военному «Козлику», да и многим японским и американским гражданским внедорожникам.