В Гонконге в прибрежном районе Козуэй-Бей есть интересная пушка – она стреляет холостым снарядом каждый день точно в полдень. Это в честь военных? В честь морского флота? В честь пожарных? Нет, все гораздо забавнее и глупее.
На самом деле это… частная пушка. Да, если ты британская компания, то можешь позволить себе палить из пушки в Гонконге.
Компания «Джардин Матисон», одна из столпов экономической жизни Гонконга, выкупила земли в районе Козуэй-Бей в 1841 году. Это первая земля, которая ранее принадлежала Гонконгу, а потом была продана колонизаторам.
Компания «Джардин Матисон» занималась доставкой чая и хлопка, а также (ну конечно, это самое главное) сколотила состояние на нелегальной торговле опиумом. Купленная земля пошла под головной офис Матинсона. Она настолько обжилась в городе, что даже содержала свою собственную милицию! Если говорить об анархокапитализме, то тогда Гонконг был как никогда близок к этому строю…
И эта частная милиция поставила настоящую пушку на берегу и стреляла из нее всякий раз, когда в гавань заходил корабль, принадлежащий компании. Чтобы все знали, как богата Джардин Матинсон.
Только спустя 20 лет на это обратил внимание один из офицеров Королевского военно-морского флота. Он не знал, что тут все уже поделено, и кто тут главный. Потому счел такую стрельбу оскорбительной, ведь стреляют в Англии только для королей и самых высших чинов.
Британия наконец очнулась и наложила на Джардин Матисон санкции — компании приказали делать залп из пушки каждый день в полдень. Теперь они – городские часы выполняя функции часов.
Довольно изящное решение, и не унизились обидками, что встречают не британских королей, а корабли. И наказали зарвавшегося члена общества. Тем более в 19 веке в крупных портах нередко использовали залпы для обозначения времени.
Когда корабли заходили в порт, то пребывавшие долго время в море моряки могли откалибровать по ним свои часы на судне.
В 1941 году японская армия демонтировала эту пушку для своих нужд. Но когда все закончилось, уже в 1945 году Королевский флот уже подарил Гонконгу новую пушку в знак доброй воли. Теперь это был не предмет наказания, а дар.
Правда люди отвыкли от шума и боялись выстрелов, потому через два года после многочисленных просьб пришлось заменить пушку на меньшую по размеру и заряду.
Именно она и стреляет в полдень и по сей день.
Вот так частная компания 20 лет равняла себя с английскими аристократами, но поплатилась за это пожизненной ролью городских часов.