Советские вагоны-рестораны — как и чем потчевали граждан под стук колес
Для каждого советского гражданина дальняя поездка на поезде была неразделимо связана с поеданием специально приготовленной домашней снеди. Жареная или отварная курица, вареные яйца, иногда колбаса — вот стандартный набор пассажира железной дороги. При этом очень немногие пользовались вагонами-ресторанами, в которых в то время были отличные цены и замечательный сервис. Что из себя представлял ресторан на колесах в СССР?
Вагоны-рестораны были не во всех советских поездах, а только дальнего следования. На обычных рейсах всем пассажирам приходилось довольствоваться взятой с собой едой. Также некоторые любители плотно поесть выходили на станциях, где поезд останавливался на продолжительное время и ели в ресторанах.
Вокзальные рестораны в Союзе не были похожи на обычные. Они подчинялись ОРСам (отделам рабочего снабжения). У этих заведений была особая история. Почти сразу же после революции эти рестораны передали кооператорам и нэпманам. Меню в них не слишком отличалось от того, что было при царском режиме.
Колбаса нескольких видов, рыба, пиво, раки, пирожки, расстегаи, котлеты, всевозможные сладости — ассортимент был впечатляющим. По сравнению с городскими ресторанами того времени, вокзальные были на высоте. Не хуже обстояли дела и с вагонами-ресторанами. Позднее, когда частников изгнали из железнодорожного общепита, качество и выбор блюд, а также сервис, все равно были очень достойными.
Как кормили в советских вагонах-ресторанах
Путешествующие в составе поездов рестораны на колесах имели свою специфику. Еду разносили в металлической небьющейся посуде, которая выглядела для советского человека необычно. За очень умеренные деньги пассажирам предлагали первое, второе, десерт и компот, чай или кофе. Обслуживали посетителей буфетчицы и официантки в особой униформе, с накрахмаленным передником и кружевным головным убором.
Те немногие, кто при СССР бывал за границей, могли сравнивать. Они констатировали тот факт, что обслуживание, выбор и качество блюд в вагонах-ресторанах было не хуже, чем «у них». В таком ресторане было очень чисто и царил особый запах кухни и железной дороги. Это создавало особую атмосферу, привлекавшую пассажиров.
В меню вагона-ресторана всегда был неплохой выбор. Посетителям предлагали два первых блюда, два или три вторых, холодные закуски, хлебобулочные и кондитерские изделия, напитки и, разумеется, алкоголь. Курящие также могли приобрести сигареты. Сотрудники вагонов-ресторанов всегда были опрятными и очень вежливыми. Они всегда говорили посетителям «Приятного аппетита».
Посетители вагонов-ресторанов
Все это совершенно не напоминало тот ненавязчивый советский сервис, о котором и сейчас ходят легенды. Что касается цен, то пообедать можно было всего за рубль с небольшим. Как это ни странно, но вагоны-рестораны не пользовались ошеломляющим спросом, как этого можно было ожидать. Многие пассажиры предпочитали домашнюю еду. В СССР царил стереотип, что вагон-ресторан — это дорого и рискованно. Ходили слухи, что там можно отравиться из-за ненадлежащих условий хранения продуктов.
Поэтому большинство посетителей этих ресторанов были не семьи с детьми, а командировочные. Большим спросом пользовались такие заведения у «северян». Возвращавшиеся с заработков мужчины проводили немало времени за столиками, разумеется, налегая на выпивку. Это было своего рода развлечение, ведь поезда, следовавшие с Крайнего Севера, шли около недели.
Конечно же, в вагонах-ресторанах на дальних рейсах можно было встретить и представителей криминального мира. Несмотря на наряды милиции, дежурившие в поездах, преступления были не такой уж редкостью. Мошенники подсаживались к ехавшим с деньгами с Севера мужчинам, подпаивали их, а затем приглашали в купе сыграть в карты. Стоит ли рассказывать, чем заканчивалось такое знакомство.
Ближе к закату СССР вагоны-рестораны начали постепенно деградировать. Становился скромнее выбор блюд, снижался уровень сервиса и качество пищи. В последние годы социализма все стало настолько плохо, что вагон-ресторан был в составе не каждого поезда дальнего следования. В 90-х годах заведения на колесах имели дурную славу, так как там нередко происходили скандалы и драки, а иногда даже поножовщина.
Сейчас этот нужный сервис возродился, и вагоны-рестораны снова привлекают отличным меню и хорошим обслуживанием. Вот только цены совсем не радуют, поэтому большинство пассажиров предпочитают питаться в пути «по-домашнему».
- Комментарии