Культ воинов является неотъемлемой частью коллективной истории любого народа. С тех пор как первые племена поняли, что отнять имущество у соседей проще, чем сделать его самому, воин стал особенно уважаемым членом общества.
Это вполне объяснимо. Воины защищают и охраняют, а также совершают набеги на других. И важность поддержания боевой силы привела к тому, что племена стали выделять значительную часть своих ресурсов на содержание таких людей.
Эти воины стояли отдельно от остального общества. Отчасти это объяснялось тем, что в большинстве случаев они были паразитической частью, поглощая ресурсы, но при этом не проявляя активности. Это было связано с характером их профессии.
И поэтому они держались обособленно, и избегая своих соплеменников, и ощущая при этом их благоговение и почитание за то, что делали то, что было необходимо, и что никто другой не мог сделать. Эта фетишизация распространялась вплоть до каждого отдельного индивидуума (элементарно – обычная драка фактически представляет собой эффективный способ разрешения конфликтов), а фигура «воина» стала мистической.
На протяжении всей истории человечества существовали элитные классы воинов, которые стоят в стороне от своего общества. И их часто наделяют звериными чертами. Европейские воины часто сравниваются с медведем, львом или волком – высшими хищниками.
А у ацтеков это были орёл и ягуар. Ацтеки представляли два отдельных и совершенно разных хищника для двух классов профессиональных воинов. Но на самом деле оба они действовали схожим образом. И для них даже было придумано собирательное название: куаухоцелотль (cuāuhocēlōtl). Это были специальные войска империи ацтеков, и у них были очень специфические обязанности.
Воины-орлы и воины-ягуары представляли собой две разные касты, каждая из которых придавала себе облик своего животного-тотема. Обе они были ударными пехотными отрядами ацтеков, которым поручалось захватывать пленников для человеческих жертвоприношений.
И те, и другие формировались из высших слоев ацтекского общества, аналогично средневековым рыцарям. Но, что интересно, простолюдины также могли стать воинами-орлами: реальная политика ацтеков сделала это меритократией, в соответствии с которой ключевые посты занимали люди благодаря способностям, а не только происхождению или благосостоянию.
Общество ацтеков было чрезвычайно иерархичным, а представители элиты утверждали, что происходят от полумифических фигур из прошлого ацтеков. Эта более ранняя цивилизация – тольтеки, которые пользовалась у ацтеков большим уважением. Их архитектура копировалась, их герои были легендарными, и, конечно, все ацтекские правители хотели получить часть былой славы предшественников.
Таким образом, рождение элитного воина Орла или Ягуара простолюдином было молчаливым признанием ацтеков, что не только рождение определяет заслуги.
Столкнувшись с жестокими реалиями поля боя, они хотели получить лучших бойцов, которых могли собрать. Тем не менее, большинство из них были представителями знати и набирались из числа сыновей ацтекской элиты. Обучаемые с раннего возраста, только лучшие бойцы становились воинами Орла или Ягуара. Но почему именно орёл и ягуар, помимо очевидных ассоциаций с властью, силой и хищным инстинктом? Эти двое были выбраны в связи с конкретной легендой ацтеков.
В мифологии ацтеков есть история о двух богах, которые самоотверженно пожертвовали собой, чтобы зажечь Солнце и дать всем жизнь. Текусицтекатль и Нанауатцин, не раздумывая, бросились в огонь и появились на свет в облике ягуара и орла.
Благодаря этой легенде становится понятно, как ацтеки относились к своим элитным воинам. Они стоят особняком, с лучшей одеждой, оружием, едой и украшениями не потому, что они рождены благородными и обладают богатством и статусом.
Они стоят особняком, потому что готовы пожертвовать всем, даже жизнью, ради блага своего народа.