Изображение
ФОТО: ИТАР-ТАСС/ Александр Попов

В августе 2008 года между Россией и Грузией начался военный конфликт, в результате которого на политической карте мира появились два новых государства – Южная Осетия и Абхазия. Пятидневное противостояние продемонстрировало как выучку и мужество российских солдат, так и проблемы со снабжением и техническим оснащением воинского контингента. При этом не обошлось без откровенно курьёзных случаев.

Как всё начиналось

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские вооружённые силы приступили к массированному артиллерийскому обстрелу столицы Южной Осетии Цхинвала и его окрестностей, а уже через несколько часов начался штурм города. Но в три часа ночи, выполняя перед закавказской республикой свои обязательства, в конфликт вступила Россия. 9 августа военную помощь Южной Осетии начала оказывать Абхазия.
Грузинская сторона была вынуждена капитулировать уже 12 августа. Через две недели Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию, на что в ответ Тбилиси официально разорвал дипломатические отношения с Москвой.
Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Кремль вынудили так действовать. Агрессия Грузии в отношении Южной Осетии грозила привести к гуманитарной катастрофе, гибели мирных жителей и миротворцев, а также геноциду негрузинского населения.
Для устранения разногласий пришлось создать Международную независимую комиссию, которую возглавил швейцарский дипломат Хайди Тальявини. Спустя год работы она постановила – ответственность за провоцирование вооружённого конфликта лежит полностью на Грузии. Правда, последующие действия российских войск были признаны всë-таки чрезмерными.

Связь, которой не было

Военные эксперты же обратили внимание на слабые стороны российской армии. Это и необеспеченность средствами связи, и отсутствие в зоне конфликта радиолокационных комплексов разведки и БПЛА, и невысокое качество ночных прицелов для танков Т-62 и Т-72, и неорганизованность разведки и авиации, и слабое взаимодействие между родами и видами войск на поле боя.
По мнению аналитиков, особенно сильно приседала навигация. Из-за того, что вовремя не удавалось точно идентифицировать местоположение российских подразделений неоднократно фиксировался «огонь по своим», а некоторые части на территории Грузии действовали совершенно беспорядочно. Например, десантники шли только вперёд, уничтожая на своём пути любые препятствия. Неудивительно, что вскоре они оказались всего в нескольких десятках километров от Тбилиси. Попытку захватить грузинскую столицу пресёк штабной офицер на «уазике», который озвучил приказ верховного командования об отсутствии необходимости заходить в Тбилиси.
Ещё один комичный эпизод стал известен благодаря военкору «Комсомольской правды» Александру Коцу. Журналист вспоминал, что в самый напряжённый момент боя командующий 58-й армией генерал Анатолий Хрулëв попросил у него для связи с войсками редакционный спутниковый телефон.
Несмотря на вышеописанные проблемы, военный конфликт обернулся позором не только для Грузии, но и для НАТО. Грузинские солдаты, обученные по стандартам Североатлантического альянса не смогли оказать должного сопротивления. Подвело и вооружение, производства Турции, Израиля и США. Фактически, от захвата столицы Грузию спасло только нежелание Москвы идти на эскалацию.