В районе Попотла в Мехико есть очень старое кипарисовое дерево, которое называется Árbol de la Noche Victoriosa (Дерево победной ночи). Ранее оно было известно как Árbol de la Noche Triste (Дерево печальной ночи), в связи с историческим событием во время испанского завоевания империи ацтеков, когда Эрнан Кортес и его армия испанских конкистадоров вместе со своими союзниками из числа коренного населения были изгнаны из столицы ацтеков Теночтитлана.
Согласно легенде, Эрнан Кортес рыдал под этим деревом в ночь отступления, оплакивая тяжёлые потери, понесённые его войсками. Поэтому дерево стало известно как Арболь де ла Ноче Тристе.
В конце марта 1519 года Эрнан Кортес высадился с отрядом испанских конкистадоров в Потончане на побережье нынешней Мексики. Кортес был назначен губернатором испанской Кубы Диего Веласкесом де Куэльяром возглавить экспедицию в регион, где властвовала империя ацтеков. Однако в последний момент Веласкес отменил поручение. Несмотря на это, Кортес решил продолжить экспедицию.
Используя сочетание военной силы и политической стратегии, Кортес сумел добиться верности тотонаков и тлакскаланов (которые были порабощёнными врагами империи ацтеков), а также других племён, продвигаясь к главному поселению империи — Теночтитлану. В ноябре испанские войска вошли в город и были приняты его правителем Монтесумой II.
Поначалу ацтеки хорошо относились к конкистадорам, пока те оставались в городе. Однако губернатор Веласкес, разгневанный неповиновением Кортеса, отправил вооружённые силы под командованием Панфило Нарваэса, чтобы задержать Кортеса и отобрать завоёванные им земли и богатства. Кортес был вынужден оставить в Теночтитлане небольшой гарнизон под командованием своего лейтенанта Педро де Альварадо, а сам во главе небольшого отряда выступил против Нарваэса. Одержав быструю и блестящую победу, Кортес присоединил силы Нарваэса к своим и вернулся в Теночтитлан, узнав, что в городе начались волнения против оставшихся испанцев.
По возвращении Альварадо сообщил Кортесу, что он напал на ацтеков во время ритуальной церемонии, полагая, что они планируют напасть на испанцев. Этот поступок вызвал возмущение в Теночтитлане. Ацтеки назначили нового императора вместо Монтесумы, которого они теперь считали слабым и легко поддающимся влиянию испанцев. Кортес попытался договориться о мире и в качестве последнего средства призвал Монтесуму обратиться к своему народу, чтобы добиться перемирия. Однако разъярённые ацтеки обрушили на отставного правителя град камней.
К концу июня 1520 года ситуация резко ухудшилась. Отчаявшись покинуть город и подгоняемые предзнаменованием, которое якобы получил один из испанцев, конкистадоры решили бежать. В ночь на 1 июля 1520 года большая армия Кортеса направилась на запад, к Тлакопанскому мосту. Дамба, судя по всему, не охранялась, и испанцы незаметно выбрались из своего комплекса, пробираясь через спящий город, казалось, убаюканный сильным ливнем. Но не успели они достичь дамбы, как их обнаружили элитные ацтекские солдаты и подняли тревогу.
Когда тревога распространилась, многочисленные ацтекские воины, как знатные, так и простолюдины, вышли из своих домов и начали атаковать испанцев со всех сторон, используя каноэ или штурмуя дамбу мечами, копьями, стрелами и даже камнями. Испанцы пробивались через дамбу под дождём. Нагруженные золотом и снаряжением, некоторые солдаты упали в воду и утонули. С авангардом всадников Кортес пробился вперёд и достиг суши в Такубе, оставив остальную часть экспедиции на произвол судьбы во время смертельной переправы.
Кортесу, Альварадо и самым сильным и умелым людям удалось с боем выбраться из Теночтитлана, хотя все они были изранены и истощены. Сам Кортес был сильно ранен в бою. Вся артиллерия была потеряна, как и большинство лошадей. Говорят, что, увидев, как раненые бредут в деревню, Кортес окончательно упал духом и разрыдался. Это событие стало известно как La Noche Triste (Ночь печали).
В источниках нет единого мнения об общем количестве потерь, понесённых экспедицией. Кортес утверждал, что погибло 154 испанца и более 2 000 туземцев-союзников. Однако, по оценкам историков, погибло около 450 испанцев и примерно 4 000 союзников.
Нет никаких исторических свидетельств того, что Кортес плакал под тем кипарисом. Историки и учёные, специализирующиеся на этой теме, даже сомневаются в том, что это дерево существовало в 1520 году, и что испанский конкистадор остановился, чтобы оплакать своё поражение, учитывая неразбериху в ходе военного отступления. Современные тексты свидетельствуют о печали Эрнана Кортеса по поводу этого события, но не упоминают ни дерева, ни конкретного места. Сам Эрнан Кортес не упоминает дерево в письме, которое он адресовал императору Карлу V.
Ахуэте, или кипарисовое дерево, стало ассоциироваться с эпизодом печальной ночи только в XIX веке. После поджога в 1872 году вокруг дерева была возведена железная ограда и установлена табличка с описанием истории. Со временем легенда о дереве разрослась, превратив ахуэте в символ падения империи ацтеков.
Сейчас ахуэте уже мертво. За века дерево сильно разрушилось. Однако место, где оно стояло, остаётся исторической достопримечательностью Мехико.
В 2021 году в рамках празднования пятисотлетия падения Теночтитлана правительство Мехико изменило название дерева на Árbol de la Noche Victoriosa (Дерево победной ночи), подчеркнув победу ацтеков в битве, а не поражение испанцев и траур. Это название подчёркивает важность рассмотрения исторических событий с разных точек зрения, признавая триумф ацтеков в защите своего города, пусть и временной.