Мы уже писали про военное дело греков-ахейцев, низвергателей Трои, и рассказывали про македонскую армию, ставшую при Александре Великом машиной для завоевания мира. Но как-то так получилось, что середина — классические греки и их знаменитая фаланга — была нами несправедливо забыта. Отвратительные мужики в очередной раз надели коринфские шлемы и взяли тяжелые щиты, чтобы исправить этот досадный пробел.
Истоки греческой фаланги
Статью о греках-ахейцах мы закончили, упомянув катастрофу бронзового века, после которой наступили Темные века Эллады, длившиеся четыреста лет с XI по IX века до нашей эры.
Разруха была страшная, девяносто процентов поселений было сожжено или покинуто, а оставшиеся превратились из грандиозных дворцов в захудалые поселки. Да что там говорить — деградация дошла до того, что была за ненадобностью забыта письменность.
Греки-дорийцы, завоевавшие Пелопоннес и добившие умирающую ахейскую цивилизацию жили земледельческими общинами, конкурировавшими за скудные ресурсы. Именно в эти «героические» времена и стоит искать истоки будущего могучего боевого построения — фаланги.
Историк Андрей Мишенко в лекции «Фаланга, от архаики до возвышения Македонии» рассказывает, что эпоха не зря была названа героической. Все дело в том, что ресурсов было настолько мало, что внутри племени выделялись буквально единицы, вроде вождя и его дружины, которые могли обеспечить себе полное вооружение и колесницу.
Именно эти герои древности несли на себе основную боевую нагрузку. Помогало же им ополчение практически голозадых соплеменников, вооруженных метательными копьями и, если сильно повезет, кинжалами. Да и войны с уровня Троянского межгосударственного конфликта превратились в разборки между деревнями. И они часто были даже не за территорию — Мишенко утверждает, что нередко великие герои мчались в блеске бронзы на колесницах чтобы обокрасть амбар соседнего поселения.
Точнее было так: кучка полностью закованных в бронзу воинов приезжала к месту будущего грабежа и занимала оборону. Далее им на помощь прибывала толпа голодранцев с метательным оружием и, пока герои отгоняли защитников, легковооруженные тащили все, что было не приколочено. Причем мелочность набегов была такова, что могли не только обнести амбар, но даже просто сжать колосья с поля, или собрать оливки или фрукты в саду.
Доктор исторических наук Александр Нефедкин в книге «Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI-I вв. до н. э.)» так реконструирует стандартное сражение той эпохи. На поле боя прибывает знать на обшитых бронзой, а иногда серебром и золотом колесницах. В биге (запряженной двумя конями) находится легковооруженный возница и полностью закованный в бронзу герой с мечом и парой копий.
За всей этой красотой строится неровная толпа племенного ополчения с метательным оружием и щитами. Против них выходит точно такая же банда. И вот, если одного сверкания бронзы недостаточно, начинается замес.
Легковооруженные бегают по полю, обкидывают друг друга дротиками и всячески избегают ближнего боя. Герои же, найдя себя достойного противника, едут к нему на колеснице, затем спускаются на землю и также метают копья, а иногда сражаются врукопашную. Но, если удача вдруг отворачивается от них — быстренько грузятся в уже ожидающую их колесницу и сбегают.
Именно в это время появляется протофаланга. Как утверждает Мищенко в вышеназванной лекции, плотным строем пехота становилась в самом крайнем случае, чтобы было не так страшно драться.
Более того, само слово «фаланга» у древних обозначало брусок или некую часть дерева. Короче, дубину. Так что еще классические эллины считали, что боевое построение было названо так, потому что в те Темные века ополчение было настолько бедным, что было вооружено вместо копий и мечей дрекольем.
Так и жили греки, воруя друг у друга урожай с помощью героев, пока не наступила сначала архаическая, а затем и классическая эпоха, и цивилизация не шагнула вперед, а вместе с ней и искусство войны.
Прикрой правый бок товарищу своему — появление фаланги
Постепенно эллины начали выбираться из «темных времен». Особенно им в этом помогло открытие железа. Города строились, население росло, и греки занялись колонизацией других регионов. И тут ближе к VIII веку до н.э. случились два момента, давшие зеленый свет фаланге, которую мы сейчас и знаем.
Первый — изменилась ситуация. Набеговая экономика сменилась завоеванием-колонизацией и потребовались гораздо более серьезные контингенты и другая тактика.
Второй — пошло увеличение доходов населения за счет колонизации и развития экономики. Если раньше ресурсы были только у вождя и десятка его приближенных, то сейчас уже несколько сотен, а то и тысяч земледельцев могли себе позволить неплохо вооружиться. Да и вооружение резко подешевело.
Получилась интересная ситуация — в общине росло количество людей, которые могли позволить себе тяжелое вооружение. При этом они были не настолько богаты, чтоб купить коня и колесницу. И у них сохранилась привычка в случае большого сражения становиться густым строем. И вот одно наложилось на другое, оставался всего один шаг до классической фаланги. Им стало появление сложного щита-гоплона, по некоторым данным заимствованного из Передней Азии.
Наличие щита и плотного построения позволило серьезно облегчить доспехи. Руки и бедра уже не надо было защищать, их прикрывали товарищи и можно было закрыться щитом. Более того, у египтян был перенят линоторакс — льняная кираса, защищавшая не сильно хуже, а стоившая гораздо дешевле. И вот на поле боя появляется уже не разрозненная толпа голодранцев, а плотное полностью закрытое щитами и броней построение тяжелой пехоты, которое поначалу по привычке кидалось друг в друга копьями. Неизвестно, какому конкретно эллину пришла в голову идея не метать копье, а подойти, прикрывшись стеной щитов на расстояние удара и ткнуть супостата в брюхо, но через некоторое время метательный боя был вытеснен ближним.
Построение эволюционировало и на рубеже VII -VI веков до нашей эры на поля сражения наконец вышла классическая эллинская фаланга — построение свободных граждан полиса.
Первый парень в полисе — вооружение гоплита
Как мы писали выше, вооружение существенно облегчилось за счет построения фалангой. Тем не менее, оно было очень недешевым, примерно тридцать драхм — зажиточный гражданин тратил на него доход за два месяца. Что же включало в себя вооружение гоплита?
Для начала основа основ фаланги — тяжелый круглый щит-гоплон, откуда и название воина. Его было очень непросто изготовить. Для начала брался толстенный брус, равный толщиной глубине будущего щита. Брусья склеивали в квадрат. Затем опиливали до круга и выдалбливали так, что он превращался, по сути, в огромное блюдо. Затем его снаружи обивали медью или бронзой и обтягивали.
Изнутри щит держался на двух опорах — предплечье и ручке, за которую можно было хвататься. Зачем было тратить такие силы для изготовления подобного щита?
Все дело в том, что глубина позволяла воину положить щит на плечо, за счет этого разгрузив руку, что позволяло меньше уставать в бою.
Кроме самого щита, для гоплита обязательным считался шлем, причем эллины предпочитали так называемый коринфский. Глухое бронзовое оголовье, полностью закрывавшее голову и лицо и оставляющее лишь небольшие прорези для глаз и рта. В нем плохо слышно, а видно только то, что впереди — но зато голова, торчавшая над щитами, была полностью защищена.
Корпус воина прикрывала кираса. У тех, кто побогаче — бронзовая, но в основном — льняная. Ноги закрывались бронзовыми поножами. Изредка руки прикрывались наручами.
Вооружены гоплиты были копьем-дори, длиной до трех метров, которое использовали, держа в одной руке либо над головой, либо у пояса. Дополнительным вооружением был прямой меч-ксифос.
Во время боя гоплиты становились плечом к плечу, при этом каждый боец щитом прикрывал еще и товарища справа от себя. Ноги были закрыты поножами, голова — шлемом и на противника смотрела стена щитов. Закидать их дротиками было проблематично, конницы у греков традиционно было мало, так что на несколько веков фаланга стала основной силой возрождающихся греческих полисов.
Традиция использовать ближний бой развивалась в междоусобных войнах, пока не пробил час Марафонской битвы — первого задокументированного применения фаланги на поле боя.
Персы против греков — битва при Марафоне
Марафонская битва стала кульминацией персидского вторжения в Элладу. Персы напали не на пустом месте — афиняне поддержали восстание греческих колоний, находившихся на территории державы Ахеменидов.
И вот, 10 сентября 490 года, на Марафонском поле недалеко от Афин афиняне и их союзники встретили персидское войско. Древние авторы пишут и про сто тысяч врагов, и про двести, но современные ученые сходятся на числе в двадцать-двадцать пять тысяч пехоты при тысяче конницы. Греков было существенно меньше — древние писали про десять тысяч, но Мищенко считает, что их число желательно уменьшить в два раза.
Равнина Марафона была удобна для эллинов, овраг и болотистая местность затрудняли действия вражеской конницы. Возможно, этим и объясняется то, что она не участвовала в битве. Пять дней греки и персы простояли друг напротив друга, не решаясь наступать. Эллины выстроились фалангой на флангах в восемь шеренг в глубину, в центре — в два раза меньше.
И вот, после такого долгого бездействия внезапно разыгралась битва, причем с атаки греков. Есть две теории, почему эллины напали. Согласно первой, они просто среагировали на обстрел персов, узнавших, что греки ждут подкрепления и начали дальний бой. Очевидно, что стоять под ливнем стрел долго невозможно, даже в таком защищенном строю найдутся слабые места, поэтому фаланга бросилась в атаку.
Вторая теория говорит о том, что персы решили, погрузив кавалерию на корабли, отплыть в Афины и захватить оставшийся без войск город. Поэтому, как только греки увидели, что коней грузят на суда — они бросились в атаку. Это также объясняет, почему кавалерии персов не было в сражении.
Как бы то ни было, началась битва, и тут выяснилась самое главное преимущество фаланги — чудовищная сила при атаке накоротке. Привычные к рукопашной эллины, пройдя километр триста метров быстрым шагом, за двести метров до противника бросились в атаку бегом, таким образом минимизировав потерю от обстрела лучниками персов.
В ярости врезавшись в построения врага, фаланга, сбив первый ряд с ног, принялась давить щитами, колоть копьями и добивать упавших мечами. И если в середине более хорошо подготовленные персы выдержали и даже смогли потеснить четыре ряда фаланги, то на флангах пехота завоевателей побежала.
Отказавшись от преследования, фланги эллинов развернулись и ударили в центр персов, чем вызвали панику и побежал уже и он. По итогу, греки убили больше шести тысяч противников и захватили семь кораблей, потеряв при этом двести три человека.