В середине XX столетия по обе стороны Атлантики началась «ракетная лихорадка». Развитие ракетных вооружений и космические программы США и СССР толкали конструкторов на создание подчас безумных, но вместе с тем интересных концепций… Так, например, в середине 1950-х в Стране Советов и Штатах со всей серьезностью исследовалась возможность создания танка с ракетными двигателями. Предполагалось, что машина с такой силовой установкой сможет радикально нарастить ходовые качества. При этом больше всего конструкторов интересовал вопрос о возможности резкого повышения проходимости бронетехники на пересеченной местности.
В качестве подопытного взяли танк Т-55.
Предполагалось, что в условиях бездорожья ракетные двигатели можно будет использовать в качестве средства, способного придать боевой машине дополнительный импульс для преодоления сложного участка. Таким образом, второй двигатель мог спасти танк от застревания на каком-нибудь малопроходимом участке. Теоретически, успех в подобных изысканиях навсегда бы решил проблему распутицы для тяжелой бронетехники. Ракетные двигатели были достаточно мощными для того, чтобы привести в движение застрявшую 40-50-тонную машину и вырвать ее из цепких лап даже самой непролазной грязи.
Танк оснастили 8 двигателями от ракет Стрелы-2.
В ходе исследований испытывались разные варианты и образцы. Например, в конце 1950-х советские конструкторы установили восемь двигателей от зенитных ракет «Стрела-2» на танк Т-55. По четыре двигателя было установлено на каждом из бортов боевой машины. Но как это часто бывает с красивыми теориями, на практике все оказалось куда «сложнее». Расчеты не врали, ракетные двигатели действительно резко увеличивали проходимость машины. Однако, стоило мехводу нажать заветную кнопку, всему экипажу оставалось только держаться покрепче! Движки буквально «выплевывали» танк вперед, что приводило к полной потере управляемости, пускай, и на непродолжительное время работы дополнительных установок. При этом система оказалась страшно ненадежной, так как после первого запуска двигатели зачастую запускались повторно в результате жесткого приземления танка. В этих условиях конструкторы стали опасаться, что рано или поздно ракетные двигатели могут просто взорваться!
Управлять реактивной тягой было невозможно.
Впрочем, на этом советские конструкторы не остановились. Хотя идея с ракетными двигателями так и не выгорела, в 1960-е и 1970-е годы было предпринято несколько попыток по монтированию на танк уже авиационных установок. Например, советские экспериментальные танки пытались оснащать турбореактивными двигателями АИ-25 от самолетов Як-40. С помощью таких установок советские танки смогли взбираться даже на самые крутые склоны. Идея оказалась куда более жизнеспособной, чем эксперименты с ракетными двигателями. Однако, применения не нашла и она. А все потому, что подобные силовые установки применительно к танку были исключительно непрактичными. Занимали много места, а кроме того, потребляли огромное количество топлива. И хотя все ракетно-турбореактивные эксперименты провалились, приобретенный опыт оказался незаменим при разработке первого серийного танка с газотурбинным двигателем – Т-80.
Тем не менее, полученный опыт оказался незаменим при разработке первого ГТД.