Ашкелонское собачье кладбище
Собаки – не просто наши лучшие друзья. Они проявляются героизм, защищая хозяев. И достойны соответствующих почестей после смерти. Правда, с этим необычным местом их захоронения не всё понятно.
Примерно в 50 километрах к югу от Тель-Авива, на побережье Средиземного моря, недалеко от древнего города Ашкелон, археологи из экспедиции Леона Леви 1985 года вели раскопки под холмом. И обнаружили нечто интересное – более тысячи собачьих скелетов и скелетных останков, датируемых V-III веками до нашей эры. Это открытие было беспрецедентным, поскольку нигде на древнем Ближнем Востоке ранее не было найдено столько собачьих захоронений в одном месте и без видимых причин для захоронений. Это открытие вызвало интерес многих учёных, которые попытались найти объяснение.
Собак хоронили в неглубоких, на первый взгляд никак не обозначенных ямах, укладывая их на бок с хвостами, зажатыми между задними лапами. Многие из этих собачьих захоронений находились под улицами и в узких переулках, что потребовало небольших ям, которые тесно их ограничивали. Некоторые собаки лежали с плотно прижатыми друг к другу ногами, что напоминало позу, в которой их держали перед погребением. Примечательно отсутствие погребальных приношений, а животные не имели определённой ориентации при размещении. На останках не было заметных следов какого-то вмешательства извне. Анализ стратиграфии захоронения, а также возраст собак на момент смерти позволили сделать вывод, что эти псы погибли не в результате какого-то отдельного катаклизма. Похоже, что они умирали и были захоронены постепенно в течение длительного периода времени.
Американский археолог Лоренс Стэйджер, руководивший раскопками, утверждал, что собаки принадлежали к финикийскому целительскому культу, в рамках которого их обучали зализывать раны или язвы людей в обмен на лакомство.
Он полагал, что этим собакам поклонялись в храме на берегу моря, расположенном неподалёку от места захоронения (хотя никаких признаков этого храма обнаружено не было). Поэтому они считались священными, и после смерти их хоронили с почестями. Есть также свидетельства возможной культовой связи между собаками и ближневосточной богиней Астартой, что подтверждает Геродот. В своих трудах он упоминает, что самый древний храм в Ашкелоне был посвящён Афродите, которую греки ассоциировали с Астартой.
Собаки, а во многих случаях щенки, ассоциировались с множеством различных культов и ритуалов в древних культурах Ближнего Востока. В Древнем Египте собаки и другие животные ассоциировались с несколькими божествами, такими как Двамутеф, Вепвавет, Хентиментиу и, прежде всего, Анубис, и почитались в специальных храмах. В Ахеменидском Иране собаки были особенно почитаемы и считались у зороастрийцев вторым по значимости существом после человека.
В Древней Греции собаки ассоциировались, прежде всего, с Асклепием, за которым, согласно одной из мифических теорий, в детстве присматривала собака. Собаки участвовали в обрядах исцеления в храме Асклепия в Эпидавре. Они также ассоциировались с богиней Гекатой и часто приносились ей в жертву во время погребальных обрядов.
Исследователи не исключают и возможности ритуального убийства. Что косвенно подтверждает преобладание щенков среди погребённых псов. Однако нужно учитывать, что высокая смертность среди молодняка не была редкостью в доветеринарных условиях.
Исследователи Вапниш и Гессе отвергли теорию о существовании культа собак и религиозном характере захоронений.
Вместо этого они утверждают, что собаки были полудикими городскими псами, чьё захоронение в одном основном месте было просто результатом местных обычаев, а не религиозных мотивов. Они предположили, что акт захоронения мог быть чем-то, что действительно имело значение для жителей Ашкелона, а трупы и могилы не имели никакого значения. Они также отказались называть это место кладбищем, утверждая, что «собаки были похоронены там, где было место».
В силу давности лет и веков, скорее всего, точную причину создания этого странного места узнать не получится. Но в любом случае Ашкелонское собачье кладбище будет оставаться объектом интереса, пристального внимания и достопримечательностью.
- Комментарии