Как орден иезуитов изменил мир
15 августа 1534 года в сердце Парижа зародилось Общество Иисуса, которое впоследствии станет известным как Орден иезуитов. Но как именно эта религиозная организация повлияла на ход мировой истории? Погрузитесь в глубины времени и узнайте, как одно объединение людей смогло изменить облик целых народов и континентов.
К первой половине XVI века во многих странах Западной Европы католическая церковь потеряла свое прежнее влияние. Стремившийся контролировать все и находившийся под началом Папы Римского, катлицизм столкнулся с вызовами реформации. В результате миллионы христиан перестали быть католиками. Авторитет традиционной церкви в таких странах как Германия, Англия, Швейцария и Шотландия был подорван. Однако у католицизма еще оставалась мощь для контрдействия.
Этот этап в истории получил название контрреформации. Были ужесточены меры против еретиков и инакомыслящих, проведена реорганизация инквизиции, создан список запрещенных книг, а мирянам было запрещено читать и обсуждать Библию. Главным средством католической реакции в это время стало «Общество Иисуса» — военное подразделение активной церкви. Нам это общество известно как орден иезуитов.
Орден иезуитов был учрежден в 1534 году в Париже благодаря усилиям испанского аристократа Игнатия Лойолы, а в 1540 году получил благословение от папы Павла III. С момента протестантской Реформации членов этого ордена часто называли «пехотой папы Римского», в частности из-за военного прошлого его основателя, Игнатия Лойолы. Девизом иезуитов стала фраза «Ad majorem Dei gloriam», что на латыни означает «Во имя большей славы Божьей».
Согласно данным из Wikipedia, основатель Общества Иисуса, Игнатий де Лойола, родился в 1491 году на территории Басков в Испании. Находясь на службе под началом вице-короля Наварры, он получил ранение во время блокады Памплоны в 1521 году и был перевезен в замок Лойола. Там он провел многие месяцы восстанавливаясь после битвы и нашел духовное пробуждение, читая книгу «Жизнь Христа». После выздоровления аристократ решил отправиться в Иерусалим в качестве бедного паломника. Но в пути он задержался в Манрезе, где, как говорят историки, с ним произошло глубокое духовное прозрение, которое послужило основой для его «Духовных упражнений», текста, по которому иезуиты обучаются на протяжении веков.
В 1523 году Игнатий отправился в Иерусалим, чтобы изучать следы жизни Иисуса, «которого он желал все лучше узнавать, которому стремился подражать и следовать». Вернувшись, Лайола продолжил свое образование в Барселоне, а затем в Алькале. Но из-за конфликта с инквизицией и краткосрочного заключения в тюрьму, он был вынужден покинуть Алькалу и переехать в Саламанку, а позже в Париж, где он поступил в Сорбонну. С течением времени вокруг него образовалась группа единомышленников, среди которых были Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры и португалец Симон Родригес. Под руководством Игнатия все они прошли духовные упражнения. Собираясь вместе, они обсуждали духовные и религиозные вопросы, особенно касающиеся текущего состояния католической церкви.
Для них было два приоритетных направления в их вероисповедании: глубже познать Иисуса Христа и следовать его путем, а также возвратиться к истинной евангельской бедности. Они разработали план отправиться в Иерусалим сразу после завершения учебы. И решили, что если они не смогут этого сделать, то они пойдут в Рим и предоставят себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».
15 августа 1524 года в часовне на Монмартре семь друзей в торжественной обстановке подтверждают свой духовный план, дав обеты в ходе литургии. Спустя примерно одиннадцать лет, к концу 1536 года, число этой группы выросло до десяти человек. Они направляются из Парижа в Венецию с целью поехать в паломничество на Святую землю. Но из-за военных действий с Османской империей путешествие становится невозможным. Так, группа меняет свой курс и направляется в Рим, где в ноябре 1537 года они предлагают свои услуги Церкви. Однако, стоя перед возможностью разделения по разным миссиям, друзья приходят к решению о необходимости сохранения своего единства. Они убеждены, что по воле Божьей они были собраны из разных уголков мира и разных жизненных путей, и это обязывает их сохранять крепкие узы между собой, оставаясь объединенными в единое «тело».
Тогда отношение к монашеским орденам было далеко не лучшим, ведь многие обвиняли их в кризисе, охватившем Церковь. Папа Павел III со скепсисом отнесся к идее создания нового ордена, опасаясь, что иезуиты могут последовать путем реформаторов. Поэтому он одобрил организацию ордена с оговоркой, что его членов не будет больше 60. Однако это условие было отменено уже через год. Игнатий Лойола был избран настоятелем ордена.
На протяжении последних пятнадцати лет своей жизни, до своего ухода, Лойола активно руководил Обществом Иисуса и разработал его основные уставы. После его смерти первая Конгрегация доработала и окончательно утвердила эти правила, выбрав также его преемника.
Тридентский собор действительно был критически важным моментом в истории Римско-Католической Церкви. Этот собор созывался в ответ на протестантскую Реформацию, начавшуюся с действий Мартина Лютера в 1517 году, и его целью было определить и уточнить доктринальные учения Церкви, а также реформировать многие из ее практик.
Основные доктринальные решения собора были направлены против учений протестантской Реформации. Собор подтвердил учение о семи таинствах, учение о транссубстанциации в евхаристии, авторитет папы и епископов, а также необходимость священнослужителей. Собор также принял решение о том, какие книги следует считать каноническими в Библии, отвергая протестантский канон.
Кроме того, собор занимался реформой внутренних практик Церкви, включая образование священников, литургию и дисциплину. Эти реформы были направлены на устранение многих из тех злоупотреблений, которые стали причиной протестантской Реформации.
Возвращаясь к иезуитам, их роль в контрреформации (ответе Католической Церкви на протестантскую Реформацию) была критически важной. Их образование, дисциплина и посвященность были важными инструментами для Церкви в ее попытке вернуть многих верующих, потерянных в результате Реформации. Таким образом, иезуиты играли ключевую роль не только в миссионерской деятельности в новых землях, но и в борьбе за веру в самой Европе.
Вклад иезуитов в образование и культуру
Иезуиты действительно имели огромное влияние на образование во многих частях Европы и за ее пределами. Их педагогическая система была сфокусирована на всестороннем развитии личности и стремилась предоставить тщательное образование, сочетающее гуманитарные, научные и религиозные дисциплины.
- Гуманитарное образование: Иезуиты поддерживали изучение классических языков, таких как латынь и древнегреческий, и классической литературы, что способствовало возрождению интереса к античной культуре.
- Наука: Несмотря на религиозный уклон их образования, многие иезуиты также сделали значительные вклады в науку. Они проводили исследования в области математики, астрономии и естественных наук.
- Искусство: Иезуиты были также сторонниками искусства как средства воздействия на верующих. Они поощряли создание религиозных произведений искусства, которые вдохновляли и обучали народ.
- Миссионерская деятельность: Их образовательные усилия не ограничивались только Европой. Они стремились образовывать местное население в новых колониях, научить их европейским языкам, наукам и, конечно же, католическому христианству.
- Педагогика: Иезуиты внесли вклад в развитие методик обучения и воспитания, многие из которых стали основой для современных образовательных практик.
Основываясь на этом образовательном наследии, иезуиты оказали влияние на формирование культурного и интеллектуального ландшафта в тех местах, где они работали. Они стремились создать образованных, моральных и духовно развитых людей, которые могли бы служить своим обществам и Церкви. Но, как вы правильно указали, их методы и влияние также вызывали противоречия и конфликты, особенно среди тех, кто видел в них конкуренцию или угрозу для своих интересов.
Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждали против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм (учение подчеркивало испорченную природу человека вследствие первородного греха, необходимость Божественной благодати, а также предопределение), квиетизм (учение провозглашало полную пассивность и спокойствие, подчинение божественной воле, равнодушие к добру и злу, отречение от мира). Тем не менее, XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.
Педагогическая деятельность была выдвинута как одна из главных задач ордена еще ее основателем. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума (закрытых учебных заведений), а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы. И не удивительно, ведь одним из главных направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму.
В XVII–XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, так как аккумулировали достижения педагогики своего времени: классно-урочную систему обучения, использование упражнений, переход от легкого к трудному. В воспитании акцент делался на развитии честолюбия, — говорится в Большой Российской энциклопедии. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы и диспуты.
Шесть ступеней иезуитства
1-я ступень: поступить мог любой желающий от 19 лет и в течение двух лет изучать то, чем ему заниматься в дальнейшем
2-я ступень: два года изучались общеобразовательные предметы
3-я ступень: три года изучались философия и естественные науки
4-я ступень: регентство подготовка к тому, чтобы стать преподавателем богословия
5-я ступень: богословие — кандидат готовил себя в иерархи церкви
И на шестой он входил в посвящение, которое занимало несколько месяцев. Он посвящался в братство, то есть получал некие откровения. Заметим, что любой кандидат учился 14 или 15 лет, чтобы стать иезуитом. Необходимые обеты членам ордена: обет целомудрия, обет бедности и обет послушания.
Из лучших учеников образовывались «магистраты», члены которого носили почетные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), «директоров» (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также «академии» (типа школьных кружков), выбирались «ректоры». Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание. Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей (а вы думали, что это изобрела советская власть? — прим.ред.).
Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной». Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любой поступок (иногда и криминальный) во имя «высшей цели» — «Для большей славы Господа». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «Цель оправдывает средства».
В 1770 году Орден включал 23000 членов, 669 колледжей и 273 миссии. Однако монархи всех европейских стран были против существования тайной и сильной организации, действующей в интересах католической церкви и никак не подконтрольной их власти. Папа был вынужден распустить орден. Тем не менее, уже в 1814 году римский папа Пий VII восстановил орден иезуитов во всех его правах и привилегиях.
Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Китае, а римский астроном Секки (1818–1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен: особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Хопкинса (1844–1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся «Ла Чивильта каттолика» («La Civilt cattolica», Италия, 1850), «Этюды» («tudes», Франция, 1856), «Штиммен дер Цайт» («Stimmen der Zeit», Германия, 1865), «Манс» («The Month», Англия, 1864), «Расон и Фе» («Razon y Fe», Испания, 1901) и «Америка» («America», США, 1909).
Государство иезуитов в Парагвае
Издавна население Парагвая составляли индейцы племен гуарани. Миссионерская деятельность была начата среди них доминиканским монахом Лас Казас. Как пишет Игорь Шафаревич в своей работе «Социализм как явление мировой истории», иезуиты, со свойственным им реалистическим подходом решили сделать принятие христианства практически привлекательным, а для этого попытались защитить обращенных индейцев от их главного бедствия — охотников за рабами, паулистов из штата Сан-Паулу, тогдашнего центра работорговли.
Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и переселили их в крупные селения, называемые редукциями. Первая редукция была основана в 1609 году. Сначала, по-видимому, существовал план создания великого государства с выходом к Атлантическому океану, но этому помешали набеги паулистов. Начиная с 1640 года иезуиты вооружили индейцев и с боями переселили их в труднодоступный район, ограниченный с одной стороны Андами, а с другой — порогами рек Парана, Ла-Плата и Уругвай. К тому времени вся страна была покрыта сетью редукций. Уже в 1645 году иезуиты Машета и Каталадино получили от испанской короны привилегию, освобождавшую владения общества Иисуса от подчинения испанским колониальным властям и от уплаты десятин местному епископу. Иезуиты добились вскоре права вооружить индейцев огнестрельным оружием и создали из гуарани сильную армию.
Иезуиты настойчиво отклоняли обвинения в том, что создали в Парагвае независимое государство. В действительности некоторые обвинения были преувеличены — например, книга о «парагвайском императоре» с его портретом, или выпущенные якобы им монеты были подделкой врагов иезуитов. Но несомненно, что контролируемая иезуитами область была настолько изолирована от внешнего мира, что вполне могла считаться независимым государством или доминионом Испании.
Иезуиты были единственными европейцами на этой территории. Они добились от испанского правительства закона, по которому ни один европеец не мог без их разрешения проникать на территорию редукций и в любом случае не мог пробыть там больше трех дней. Иезуиты не обучали индейцев испанскому языку, но разработали письменность гуарани и обучали их грамоте. Область иезуитов имела свою армию и вела самостоятельную внешнюю торговлю.
Население государства иезуитов составляло в момент расцвета 150200 тысяч человек. Основной их частью были индейцы, кроме того, около 12 тысяч рабов-негров и 150-300 иезуитов. История этого государства оборвалась в 1767–1768 годах, когда иезуиты были изгнаны из Парагвая в рамках общей, направленной против иезуитов политики испанского кабинета.
Все население было сосредоточено в редукциях. Обычно в редукциях жило две-три тысячи индейцев, в самых малочисленных — около пятисот человек; самая крупная миссия святого Ксавера насчитывала тридцать тысяч жителей. Во главе каждой редукции стояло два патера-иезуита. Как правило, один из них был значительно старше другого. Других европейцев в редукции обычно не бывало. Старший из двух патеров, «исповедник», в основном посвящал себя культу, младший считался его помощником и руководил хозяйственными делами.
Вся жизнь в редукциях была основана на том, что индейцы не владели почти ничем: ни земля, ни дома, ни сырье или орудия ремесленника не были частной собственностью, да и сами индейцы себе не принадлежали. Все произведенные продукты сдавались на склады, в которых работали индейцы, обученные письму и счету. Часть продуктов раздавалась населению. Ткани делились на равные куски и раздавались поименно. Каждый мужчина получал ежегодно нож и топор.
Большая часть произведенного в редукциях шла на экспорт. Так, при громадных стадах выделывалось большое число шкур. В миссиях были дубильные и башмачные мастерские. Вся их продукция шла на экспорт — индейцам разрешалось ходить только босиком. Внешняя торговля велась очень широко. Редукции вывозили, например, больше местного чая, чем весь остальной Парагвай.
Многих поражали способности, которые индейцы проявляли в ремесле. Шарлевуа пишет, что гуарани „преуспевали как бы инстинктивно в любом ремесле, с которым сталкивались… Например, достаточно было показать им крест, подсвечник, ладанку или дать материал, чтобы они сделали такой же. Можно было с трудом отличить их работу от модели, которую они имели перед собой“.
Ни внутри редукции, ни между редукциями торговли не существовало. Не было и денег. Каждый индеец держал в руках монету один раз в жизни — во время бракосочетания, когда вручал ее в подарок невесте, с тем чтобы монета немедленно после церемонии была возвращена патеру.
Все редукции были построены по одному плану. В центре находилась квадратная площадь, на которой была расположена церковь. Вокруг площади располагались тюрьма, мастерские, склады, арсенал, прядильная мастерская, в которой работали вдовы и провинившиеся женщины, больница, дом для гостей. Остальная часть территории редукции разбивалась на равные квадратные кварталы.
По контрасту с жильем индейцев церкви поражали своей роскошью. Строились они из камня и богато украшались. Церковь в миссии святого Ксавера вмещала 4000-5000 человек, стены ее были отделаны блестящими пластинками слюды, алтари — золотом.
На заре индейцев будил колокол, по которому они должны были вставать и идти на обязательную для всех молитву, а потом на работу. Вечером ложились спать тоже по сигналу. С наступлением темноты по селению патрулировали отряды, составленные из наиболее надежных индейцев. Выходить из дома можно было только по специальному разрешению.
Все индейцы одевались в одинаковые плащи из полученной на складе материи. Только чиновники и офицеры имели отличную от других одежду, но лишь когда отправляли свои общественные обязанности. В остальное время она (как и оружие) хранилась на складе. Браки заключались два раза в год на торжественной церемонии. Выбор жены или мужа находился под контролем патеров.
Дети начинали работать очень рано. „Как только ребенок достигал такого возраста, когда он мог уже работать, его приводили в мастерские и определяли к ремеслу“, — пишет Шарлевуа. Иезуиты были очень обеспокоены тем, что население редукций почти не росло — несмотря на совершенно необычно хорошие для индейцев условия: гарантию от голода и врачебную помощь. Чтобы стимулировать рождаемость, индейцам не разрешали носить длинные волосы (знак мужчины) до рождения ребенка. С этой же целью ночью удары колокола призывали их к исполнению супружеских обязанностей.
Между тем, сами иезуиты делали все для того, чтобы заглушить у индейцев инициативу и заинтересованность в результате своего труда. В Регламенте 1689 года говорится: „Можно им давать что-либо, чтобы они чувствовали себя довольными, но надо следить, чтобы у них не появилось чувство заинтересованности“. Лишь к концу своего владычества иезуиты пытались (вероятно из экономических соображений) развить частную инициативу, например, раздавали скот в частное владение. Но это уже не привело ни к чему — ни один опыт не удавался.
Иезуиты в Парагвае, как и во всем мире, погубили себя своими успехами — они стали слишком опасны. В частности, в редукциях они создали хорошо вооруженную армию, численностью до 12 тыс. человек, которая была, по-видимому, решающей военной силой в этом районе. Они вмешивались в междоусобные войны, не раз брали штурмом столицу Ассунсион, побеждали португальские войска, освободили Буэнос-Айрес от осады англичан. Во время смуты ими был разбит наместник Парагвая дон Хозе Антекверра. В сражениях участвовало по несколько тысяч гуарани, вооруженных огнестрельным оружием, пеших и конных. Эта армия стала внушать все большие опасения испанскому правительству.
Падению иезуитов много способствовали и широко распространившиеся слухи о колоссальных накопленных ими богатствах. После изгнания иезуитов правительственные чиновники бросились искать спрятанные ими сокровища и обнаружили, что их нет. Большинство индейцев разбежалось из редукций и вернулось к своей прежней религии и бродячей жизни.
Интересна оценка, которую деятельность иезуитов в Парагвае получила у философов-просветителей. Для них иезуиты были врагом No1, но для характеристики их парагвайского государства некоторые из них не находили достаточно высоких слов: „Распространение христианства в Парагвае силами одних только иезуитов является в некотором смысле триумфом человечества“.
Как Россия приютила и изгнала орден иезуитов
В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13 января 1577 года издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточнославянских земель Речи Посполитой, Ливонии и Московии. В XVI–XVII веках иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. А в XVI веке иезуиты, действовавшие там же, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.
Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу, — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В составе посольства находился иезуит Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684–1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя Голицина. В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины).
После первого раздела Речи Посполитой иезуиты опять появились в России, так как на территории Беларуси и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) — в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции — в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице.
В 1773 году была издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке.
В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.
В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Беларуси. В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В 1814–1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году, а протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России усилились.
Современные иезуиты
Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру (духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян). Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.
Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.
Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 году отцом Иваном Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них.
В 1903 году иезуитами была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден. Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Кстати, на радио Ватикана они работают со времени его основания по сегодняшний день.
Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было. Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, отца Педро Аррупе и задумалась над некоторыми необходимыми изменениями. Через десять лет отец Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».
И сегодня, деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.
Загадочная и неоднозначная история иезуитов. Орден, который начинался с десяти человек, в основание которого была положена «евангельская бедность» и «возвращение в лоно церкви отпавших» изменил ход истории. Да, были интриги при дворах, да в ход пускали «Цель оправдывает средства», и протестанты долгое время были еретиками. Но… они не только выстроили систему образования, создали периодические издания, работали в различных СМИ, они несли, да и несут сейчас христианские ценности. И при этом закладывают их в основание жизни детей. Иезуиты как миссионеры достигли таких мест, куда долго кроме них из христиан никто не добирался. Да, у них была жесткая централизация и полное безусловное подчинение, но у них была идея и цель. Они не боялись изменений, которые происходили вокруг, «общество Иисуса» тогда менялось тоже, изменения во второй половине двадцатого века особенно показывают это.
Неужели нам нечему у них поучиться? Именно сейчас, когда в систему образования, в газеты, журналы, телевидение, в кино и литературу проникают «агенты влияния» идей гомосексуализма, вседозволенности и толерантности, когда в американских школах стреляют, а славянские подростки могут запросто поджечь прохожего на «вечном огне». И мы ничего не будем делать? Мы не пойдем в школы, не напишем книги, не воспитаем тех, кто бы смог просто быть на своем месте (в школе, в университете, в Голливуде, в парламенте) и делать свое дело, при этом не «прогибаясь под изменчивый мир»?
- Комментарии