Говорящие надгробия Амрума и Фёра
Могут ли мёртвые говорить? Не только говорить, но и рассказывать истории.
Примерно в 60 километрах к северу от Гельголанда в Северном море, у западного побережья Германии, находятся острова Амрум и Фёр. Входящие в состав Северо-Фризских островов, они являются родиной интересной традиции, известной как «Sprechende Grabsteine» или «говорящие надгробия». В отличие от обычных табличек, эти надгробия, разбросанные по разным кладбищам островов, содержат надписи, которые дают представление о жизни и истории усопших. Каждое надгробие украшено резным изображением или сценой, представляющей профессию, достижения или значимые события жизни человека.
Эта традиция берёт своё начало в XVII веке, когда Амрум и Фёр стали важными центрами китобойного промысла. В этот период голландские и английские китобойные суда делали остановки на островах, чтобы набрать местные команды. Многие молодые и совсем юные жители островов присоединялись к этим экспедициям и, выросшие в окружении воды, демонстрировали исключительные навыки мореплавания. Некоторые даже становились гарпунёрами и капитанами.
По возвращении домой эти бесстрашные моряки могли рассказать множество увлекательных историй, которые были выгравированы на их могилах после отбытия в небесную обитель. Помимо личных триумфов, говорящее надгробие могло содержать подробную информацию о происхождении покойного, датах рождения и смерти, браке и количестве детей. Некоторые надписи были настолько обширны, что для размещения полного повествования приходилось использовать обратную сторону надгробия.
Для изготовления этих говорящих надгробий песчаник добывали на далёких холмах северной Вестфалии или Нижней Саксонии и украшали его замысловатой резьбой в виде бригов, лодок и шлюпов. Изначально за создание этих уникальных мемориалов отвечали голландские резчики по дереву, нанятые с материка. Однако со временем местные корабельные плотники и жители приобрели необходимые навыки в каменной кладке и в конечном итоге переняли и процесс гравировки.
Самые величественные надгробия когда-то были установлены на могилах жителей острова, участвовавших в китобойных экспедициях в Гренландию. Другие изящно высеченные камни отмечали места упокоения представителей высшего сословия и зажиточных семей. Однако эти памятники были уделом исключительно богатых людей, учитывая их значительную стоимость. Только каждая выгравированная буква стоила около 3 золотых марок — немалые расходы, учитывая, что средний человек зарабатывал около 10 золотых марок в год. Тогда как во время успешного китобойного сезона капитан корабля мог привезти домой около 900 марок.
Поэтому на могилах менее состоятельных людей часто ставили более простые мемориалы, например, плиту из красного песчаника, на которой указывались только основные сведения о рождении и смерти, или скромный деревянный крест. Такой разительный контраст надгробий отражал социально-экономическое неравенство того времени. Замысловато выгравированные говорящие надгробия предназначались для тех, кто мог позволить себе такие расходы, особенно для тех, чья жизнь была связана с процветающими китобойными предприятиями.
На говорящих надгробиях в Амруме и Фёре часто встречаются замысловатые изображения различных кораблей, включая рыболовецкие шхуны, галиоты, тьялки, кофы, бриги, барки, китобои и вооружённые грузовые суда. Вопреки предположению, что эта резьба посвящена исключительно морякам, корабли символизировали метафорический жизненный путь. Когда корабли изображались стоящими на якоре в гавани, они символизировали окончание жизненного путешествия. К примерам персонализированной резьбы относятся голландская ветряная мельница на надгробии Эрка Кнудтена, моряка, ставшего мельником, и мужчина в воскресном костюме на надписи Харка Кнудтена, церковного священника.
Символизм распространяется и на цветочные мотивы на надгробиях, где цветы, как считается, символизируют полную и насыщенную жизнь. Однако сломанные стебли означают умерших родственников, которые ушли из жизни раньше. Эти художественные и символические изображения на надгробных плитах давали наглядное представление о жизни и опыте человека.
В XIX веке жители острова столкнулись с экономическими трудностями, что привело к сокращению масштабов создания этих характерных говорящих надгробий. К началу 1800-х годов таких мемориалов стало изготавливаться всё меньше. Упадок ещё более усилился после Второй Шлезвигской войны в 1864 году. Амрум пережил период совместного правления Пруссии и Австрии, а затем стал частью Королевства Пруссия после победы Пруссии над Австрией в 1866 году. Впоследствии, в 1871 году, Пруссия была включена в состав новой объединённой Германской империи.
Изменение политической картины мира в сочетании с меняющимися эстетическими предпочтениями оказало длительное влияние на судьбу говорящих надгробий. Вильгельмские правители, пришедшие к власти в конце XIX века, с презрением относились к беспорядку на старом кладбище. Стремясь навести порядок, они заменили извилистые тропинки прямыми дорожками и вмонтировали в кладбищенские стены несколько говорящих надгробий. К сожалению, воздействие стихий привело к постепенному разрушению камней, в результате чего некоторые надписи со временем стали неразборчивыми. Так закончилась эра традиции «Sprechende Grabsteine», оставив после себя уникальное, но угасающее свидетельство богатой морской истории и культурного наследия жителей острова.
Посетители Амрума могут увидеть эти надгробия на кладбище церкви Святого Клеменса в деревне Небель. В Фёре говорящие надгробия можно найти на кладбищах церкви Святого Лаврентия в Зюдеренде, церкви Святого Иоганна в Ниблуме и церкви Святого Николая в Болдиксуме.
- Комментарии