7 сентября 2010 г. на борту Ту-154, выполнявшего рейс «Алроса» из Якутии в Москву, пропали электричество и радиосвязь.
7 сентября 2010 г. на борту Ту-154, выполнявшего рейс «Алроса» из Якутии в Москву, пропали электричество и радиосвязь. Командир корабля Евгений Новосёлов решил снижаться, самолёт отклонился от курса, топлива оставалось максимум на полчаса...
Эта история с аварийной посадкой Ту-154 в селе Ижма Республики Коми — по сути абсолютно рождественская: 72 пассажира и 9 членов экипажа остались живы в условиях, когда спасение равносильно чуду.
Даром что в Рождество чуда бы точно не произошло. Чистить здесь ВПП (35 на 1340 метров) зимой просто нереально.
Утром того дня Сергей Михайлович, как обычно, собирался перед работой отвезти внуков в школу и детсад. Вдруг — звонок от бывшего коллеги: над Ижмой самолёт крутится… большой… Сотников отмахнулся: наверное, опять аэрофотосъёмка.
Но спустя несколько минут позвонили с метеостанции: к тебе на полосу большой самолёт сел… Произошло невозможное: аэропорт Ижмы нигде не числится, здесь нет ни рации, ни диспетчеров — на хозяйстве один Сергей Михайлович. Провожает и встречает вертолёты, чистит посадочную полосу.
Когда тучки раскрылись, командир Ту-154 увидел населённый пункт. Это уже было чудом. Если придётся упасть, так хоть рядом с людьми — прибегут, помогут, думал Новосёлов.
— А когда он рассмотрел сверху нашу ВПП, то просто глазам не поверил — я ведь и входные щиты оставлял, и осевую разметку рисовал, — вспоминает Сотников.
С первого раза зайти на посадку не получилось: Ту-154 нужна двухкилометровая полоса, а в Ижме всего 1,3 км. Посадочная скорость у него в штатной ситуации 250 км/ч, а он сел на 420 км/ч. Без диспетчеров и локаторов...
— Торможение было такое — резина сгорела! Самолёт на 160 метров выкатился на концевую полосу, заросшую кустарниками. Хорошо, что не в лес… У нас ведь ещё грунты заболоченные — передние шасси на полметра вглубь ушли. Тракторами не могли вытащить… В принципе топлива хватило бы до Ухты, но экипаж-то летел вслепую.
Это только у поэта Николая Добронравова оптимистично: «Лётчик над тайгою точный курс найдёт. Прямо на поляну посадит самолёт». Жизнь сложнее и часто — страшнее.
Если бы облака не открылись и командир Новосёлов не увидел взлётно-посадочную полосу, все просто погибли бы. Без вариантов.
К счастью, когда Сотников приехал к месту посадки пассажиры уже скатывались по аварийным трапам и, счастливые, звонили близким: мы сели в тайге.
У 41-летнего Евгения Новосёлова был большой налёт. На борту обошлось без паники. Психика не подвела ни членов экипажа, ни пассажиров. Нервный смех не в счёт. Только одна семья пожелала после инцидента уехать из Коми поездом, остальных отправили по воздуху. А магазины Ижмы в тот день сделали рекордную выручку от продажи коньяка...
Командира Ту-154 Евгения Новосёлова уже через месяц представили к званию Героя России.
Начальника вертолётной площадки в Ижме Сергея Сотникова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
А в ноябре 2013-го он стал лауреатом премии газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России».
За свою роль в благополучном исходе рейса Ту-154, кроме медали ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, Сотникову присвоено звание заслуженного работника транспорта республики Коми. Благодарили его и частные лица. Так, он получил снегоход «Ямаха», а также ряд небольших денежных переводов, которые он потратил на приобретение светостартов для вертолетных площадок в Ижемском районе.
«АиФ».
P.S. Добросовестный труд Сергея Сотникова спас 81 жизнь. На борту было 72 пассажира и 9 членов экипажа.
От него никто не требовал поддержания в порядке взлетно-посадочной полосы — ей давно не пользовались. А он изо дня в день ходил на работу и добросовестно ее выполнял.
В октябре 2019 года Сергей Сотников стал официальным пенсионером — но это ничего не изменило -он по-прежнему ежедневно приходил на свое рабочее место — пока не было подмены, свой пост он не оставил. Без всякого понуждения или просьб.