Этот обычай сохранялся вплоть до начала правления Петра I.
Русские государи относились к выбору супруги деловито и ответственно. И искали её не в Западной Европе, а дома. Это понятно — православный царь не мог жениться на католичке.
Поиск невесты был долгим: для этого доверенные люди разъезжались по всем концам страны. Там к ним приводил девушек — в теории, на этот «конкурс красоты» могла попасть любая, даже простолюдинка. Но понятно, что отбирали дочек дворян и богатых бояр. Затем невест отвозили в Москву и передавали в руки повивальных бабок. Те высматривали самых красивых и здоровых. И только после этого девушек отправляли к царю.
«Отборочный тур» был такой: в Москву приезжало примерно 1500 тысячи невест. Из них выбирали 500, затем — 300 и так далее. Пока не оставалось 20-30 самых-самых.
Финал проходил уже в царских хоромах. Правитель любовался претендентками, говорил со всеми, а затем выбирал жену и накидывал ей на плечи расшитый золотом платок. Остальные получали роскошные подарки и отправлялись по домам или же их отдавали в жёны приближённым царя.
Конечно, бывали и исключения — помните Марфу Васильевну из легендарного фильма Гайдая?
У неё был реальный исторический прототип — Марфа Собакина, купеческая дочь и жена Ивана Грозного. Он был так увлечён девушкой, что наплевал на негласное правило выбирать невесту из знатных и остановился на ней. Вскоре после этого Собакина внезапно скончалась.
«Смотрины» проигнорировал и Алексей Михайлович Романов. Когда он собрался жениться во второй раз, то уже выбрал в супруги Наталью Нарышкину. Поэтому конкурс красоты организовали лишь формально — победительница была известна заранее.
Обычай выбора невест отменил Петр I. И после него русские цари женились на принцессах из Западной Европы. Так шло поколение за поколением и последний государь — Николай II — по матери был датчанином, а со стороны отца получил немецко-прусские корни. По сообщениям очевидцев, во время отречения от престола, Николай волновался и говорил с сильным немецким акцентом.