Если вы застали СССР или хотя бы живете на постсоветском пространстве, то наверняка как минимум видели керамический набор «Рыбки». В 70-х и 80-х годах он гордо стоял в сервантах и буфетах почти каждой советской семьи. Долгие годы после того, как Союз канул в Лету, керамические рыбки продолжали украшать дома граждан. Сохранились они кое у кого и до сегодняшнего дня. Если вы зайдете на какую-нибудь торговую площадку, например, на Авито, то наверняка без труда найдете несколько десятков объявлений о продаже «Рыбок».
Несмотря на всенародную любовь к керамическим рыбкам, мало кто знает не только их историю, но и назначение. Оказывается, рыба-графин с пробкой и шесть рюмок-рыбешек — это набор для ликера. Сложно сказать, использовал ли кто-то его по прямому назначению, но вполне вероятно, что такие были. В большинстве советских семей «Рыбки» выполняли только декоративную роль и иногда в них хранили всякую нужную мелочевку.
История этого набора очень интересная. Началась она еще в 1955 году, когда грузинский художник-керамист Абесалом Барамидзе представил караф в виде рыбы с набором рюмок. Караф — это сосуд, который служит для отстаивания вина, налитого из бочки или кувшина. Керамических рыб изготовили на Рижском фарфоровом заводе.
Это еще не был знакомый всем набор. Оригинальный продукт авторства Барамидзе представлял собой большую рыбу-караф и шесть рыбок-рюмочек. Все это размещалось на керамическом подносе. Работа грузинского керамиста нравилась всем без исключения и поэтому отправилась в Японию на международную выставку в 1958 году. В Стране восходящего солнца рыбок тоже оценили по достоинству.
Интересно, но в некоторых каталогах автором «Рыбок» называют Мери Доментьевну Барамидзе. Это супруга художника-керамиста Абесалома Барамидзе и его коллега. Ей приписывают некоторые работы мужа и в этом нет ничего удивительного. Возможно, именно эта женщина и сыграла ключевую роль в создании нетленного комплекта керамики. В 1957–1963 году она была подчиненной своего мужа, главного художника Тбилисского керамического комбината.
Реже среди авторов «Рыбок» указывают художника по керамике Ольгу Селезневу. А ведь именно она придумала и воплотила в жизнь все варианты раскраски набора, которых было более 20! Было бы справедливо всегда упоминать среди авторов и эту талантливую женщину.
Но и это не все, некоторые издания указывают в качестве автора художника Николая Федоровича Бобика. Почему? Все просто. После успеха на выставке в Японии о «Рыбках» Рижского завода вскоре забыли. Бобик, работавший на Полонском заводе художественной керамики, в Хмельницкой области, в Украине, решил дать изделию вторую жизнь.
В 1962 году он скопировал оригинальный караф Барамидзе. Николай Федорович внес ряд изменений, превратив «Рыбок» из винного набора в ликерный. Полонский завод начал выпускать набор, который стал популярным. Его можно было встретить не только от Калининграда до Владивостока, но и в квартирах и домах жителей соцстран Европы и Азии.
Выпускалось несколько версий расцветки «Рыбок». Фабрики, расположенные в УССР, выпускали белый, бежевый и зеленый варианты. Но самым ходовым был синий набор — «кобальтовый». Это самая насыщенная и интересная расцветка. Во всех вариантах росписи непременно присутствовало золото.
Официально изделие называлось «Рыбки». Но в народе у него было множество названий, среди которых чаще всего встречались «Семейство карпов», «Золотые рыбки», «Форелевая семья» и «Ликерный набор». Полонский завод художественной керамики, конечно же, не мог один изготовить сотни тысяч «Рыбок». После первого успеха эстафету подхватили фабрики в разных уголках СССР. Именно после этого оригинальный графин с рюмками появился почти в каждой семье.
Нельзя сказать, что каждый гражданин Союза, став совершеннолетним, сразу же отправлялся в магазин за «Рыбками». История распространения керамического шедевра банальна. Ликерный набор много лет был одним из самых популярных подарков. Его дарили на новоселье, свадьбу, юбилей, профессиональные праздники и вообще без малейшего повода. В некоторых семьях оказывалось по несколько «Рыбок»! Можно сказать, что это был бюджетный аналог сервиза «Мадонна», который раздобыть мог не каждый.
Ликерный набор выпускали и после того, как СССР распался. В 90-х годах работники керамических заводов нередко получали «Рыбками» зарплату! Это также способствовало распространению знаменитого изделия. Хотя эксперты считают, что изготовленные после Перестройки комплекты ниже по качеству и ценят их меньше советских. Попытки создать нечто подобное предпринимались и позднее, но превзойти советскую классику так никому и не удалось.