Они были морскими рейдерами, пиратами, наемниками и даже гвардией фараона. Они рушили города, воевали друг с другом и переселялись целями племенами на территорию нанимателя. Они сильно пострадали от катастрофы бронзового века и внесли большую лепту в усугубление ее последствий. Про их родину до сих пор идут жаркие споры в научных кругах. Появившиеся ниоткуда, разрушившие цивилизацию бронзового века и исчезнувшие в никуда.
Отвратительные мужики в очередной раз запрягли колесницу и наточили бронзовый меч-рапиру, чтобы рассказать вам об одном из самых загадочных явлений эпохи бронзы — «народах моря».
Как фараон Рамзес II себе наемников нашел
Сейчас сам термин «народы моря» обозначает чуть больше десятка племен и народностей, деятельно поучаствовавших в разрушении цивилизации бронзового века в Средиземноморье в XIII-XII веках до нашей эры. Среди них есть шерданы, филистимляне, луки, чаккаль, дануны и многие другие. Есть там и ахейцы, о которых мы уже писали.
Как автор уже неоднократно писал в статьях про древний мир, проблема его изучения — скудность источников. Но если про катафрактов или синташтинцев их хотя бы кот наплакал, то в плане «народов моря» это был очень маленький котенок. Но кое-что мы все-таки знаем.
Часть «народов моря» появляется на исторической сцене во времена правления фараона Рамзеса II в XIII веке до нашей эры. Именно тогда некие пираты и рейдеры на кораблях так достали египетского правителя, грабя побережье и торговые корабли, что он решил их наконец уничтожить.
Причем есть байка, что сделал он это с помощью хитрости. Через шпионов в рядах шерданов (одно из наиболее хорошо известных племен «народов моря»), распространил информацию, что все его сокровища лежат в одном месте недалеко от побережья. Пиратская флотилия, причалив, разбила лагерь на берегу, после чего бандиты уснули, и их легко разбил коварный Рамзес. Но фараон не стал убивать пленников и нанял их к себе на службу в качестве гвардии. И не прогадал.
Шерданы были отличными воинами и не раз сражались в первых рядах армии фараона. Более того, в битве с хеттами при Кадеше, произошедшей в начале XIII века (по поводу более точной даты до сих пор ведутся споры), именно шерданы Рамзеса храбро сражались и не побежали от натиска врага, в отличие от многих собственно египетских отрядов. Известно даже изображение, на котором во время этой битвы воин-шердан отсекает руку колесничему хеттов.
Так что же мы знаем об этих суровых пиратах, ставших не менее суровых наемниками на египетской службе?
Как выглядели и чем сражались шерданы
Этническая их принадлежность неизвестна. Ученые выводят их генеалогию и из Малой Азии, и из культуры нурагов на Сардинии. Кандидат исторических наук Дмитрий Панченко в лекции «Эпоха перемен. Европа и Ближний Восток на переходе от бронзового века к железному», неплохо и вполне аргументированно доказывает связь шерданов с древним населением Европы и Скандинавии.
Как же выглядели и сражались шерданы? Вот тут у нас хотя бы есть египетские изобразительные источники. Классический шердан — это воин в бронзовом шлеме с двумя рогами и иногда небольшим, а чаще большим круглым щитом с восемью бронзовыми круглыми же бляшками на нем. Более того, очень часто на макушке шлема изображают шарик или диск, возможно появившийся после начала служения фараонам и обозначавший солнце.
Защитное снаряжение довольно разнообразно. Иногда шерданов изображают просто в чем-то вроде набедренной повязки, иногда в доспехе из полосок, которые можно интерпретировать и как кожаные или льняные (напомним, что именно у египтян были распространены льняные панцири, которыми они вполне могли поделиться с наемниками), и как бронзовые.
Особенно интересны бронзовые варианты доспехов. Чаще всего это кираса с забавным названием «хвост омара» или «хвост лобстера». Греческий историк и реконструктор Кацикис Димитриос, создал полностью функциональную броню шерданов. По его мнению, выглядела она следующим образом.
На кожаную основу нашивались бронзовые полоски, причем так, чтобы нижние перекрывали верхние, защищая живот и спину. На груди находилась широкая пластина, частично закрытая мощными наплечниками.
Такая серьезная броня вкупе со шлемом и щитом позволяла ее носителю без особого страха лезть в ближний бой, что и подтверждает изображенное оружие — чаще всего шерданы действуют с помощью длинных колющих или более коротких колюще-рубящих бронзовых мечей. Что неудивительно, ведь изначально они — пираты. Важно понимать, что в рукопашной свалке, в которую неизбежно превращается любой абордаж, требуется именно короткое оружие: кинжалы, мечи, топоры. Длинными копьями на борту корабля в толпе яростно режущих друг друга людей работать гораздо сложнее.
Такие мощные, привыкшие к рукопашным схваткам воины не раз овеяли себя славой на полях сражений в рядах армии фараона. Причем, как утверждает историк Джеффри Эммануэль в статье «Шерданы из моря: прибытие, интеграция и окультуривание «народа моря»», платили им выдавая земельные наделы с крестьянами или рабами, производившими продукты питания.
Они же повлияли на кораблестроение египтян. Шерданы плавали под парусом на кораблях, отличительной чертой которых были высокие украшения носа и кормы в виде головы утки или какой-то похожей птицы. Более того, спереди и сзади на их кораблях были высокие фальшборта, что возможно помогало при сближении для абордажа, прикрывая от метательного оружия противника. Джеффри Эммануэль в статье «Народы моря, Египет и Эгейское море: передача морских технологий при переходе от поздней бронзы к раннему железу» предполагает, что многие морские технологии египтяне получили именно от шерданов.
Часть шерданов постепенно вливалась в египетское общество, вместе с тем другие представители их народа по-прежнему ураганили на море и нападали на тот же Египет. Поэтому иногда их изображают в войске захватчиков, а иногда они вместе с египтянами отбиваются от других представителей «народов моря» — пелесет или филистимлян.
Как фараон Рамзес III филистимлян победил
На время правления этого фараона, то есть XII век до нашей эры (точно как обычно неизвестно, некоторые ученые датируют 1186-1155 годами до н.э.), пришлись как раз самые жесткие события катастрофы бронзового века, в том числе и нашествие «народов моря» на Египет.
Причем это были уже не просто рейды. Как утверждает археолог Ольга Примакова в лекции «Филистимляне — кто они?», это было настоящее переселение, оно шло и по морю, и по суше. По земле двигались и семьи воинов в телегах, запряженных волами или каким-то иным крупным рогатым скотом.
Наиболее известным «народом моря», с которым сразился Рамзес III, стали филистимляне. Происхождение их также покрыто тайной, но тут ученые хотя бы немного ее приоткрыли. Судя по данным археологии и генетики, на филистимлян большое влияние оказывала культура ахейской Греции, а также они проживали какое-то время на Крите, прежде чем отправиться в свое путешествие в один конец.
Вооружение и тактика филистимлян отличалась от тех же шерданов. Если доспехи и щиты еще можно как-то сопоставить с их броней: были и некие доспехи в виде полос, возможно кожаных или льняных, были и кирасы «лобстеры» с наплечниками, то вот шлемы кардинально отличались.
На голове филистимлянина практически всегда был надет бронзовый шлем, выглядевший как полый цилиндр, на вершине которого щеточка из перьев, тростника, конского волоса или кусков кожи.
Также, в отличие от шерданов, филистимляне часто изображаются с копьями, причем наконечники их были из железа — инновации того времени. Более того, в сухопутной битве они применяли колесницы, в которых ехало по двое-трое воинов с копьями и щитами.
Разбив вторжение на суше, Рамзес III остановил его и на море в битве при Дельте около 1175 года до нашей эры. Заманив корабли «народов моря», среди которых были филистимляне и шерданы, в дельту Нила, фараон отрезал им путь к отступлению с помощью флота.
Дальше началось форменное избиение — египетские стрелки с берегов и кораблей залили стрелами врага, а затем воины фараона взяли оставшиеся галеры на абордаж. Рамзес III похвалялся: «Их вытащили, опрокинули и уложили на берегу; убили и свалили в кучи от кормы до носа их галер, в то время как все их вещи были выброшены на воду».
Несмотря на такое поражение, часть филистимлян отступила в район нынешней Палестины и основала там Пятиградье — союз пяти городов-государств, что почти пять сотен лет воевал с иудеями за плодородные земли и был покорен ассирийским правителем Тиглатпаласаром III в VIII веке до нашей эры.
«Народы моря» и «катастрофа бронзового века»
Если египтяне отбились от нашествия «народов моря», то другим цивилизациям повезло гораздо меньше. Хеттская империя пала под натиском этих завоевателей-переселенцев, ахейская держава не выдержала и была разрушена, многие города-государства на побережье также были разорены и сожжены дотла.
Что же такое «катастрофа бронзового века» и как в ней поучаствовали «народы моря»? Сам коллапс был связан с несколькими факторами. В XIII-XII веках до н.э. произошло изменение климата. Стало холоднее и суше, отчего прежде плодородные земли пришли в упадок. Вдобавок разразилась серия землетрясений и извержений вулканов, добавивших проблем и без того измученному засухой населению.
Как считает Дмитрий Панченко в вышеназванной лекции, причины и ход нашествия «народов моря» можно реконструировать по такой схеме. Изначально — в хорошие времена — обильные урожаи и возникновение всеевропейской и средиземноморской торговли сильно увеличило количество населения. В результате возникшего перенаселения начались многочисленные вооруженные конфликты, в которых быстро оттачивались навыки войны и появлялось новое вооружение. После этого выделились группы элитных воинов, принявшееся путешествовать на кораблях и заниматься грабежом и пиратством. Куда и на чем плыть они знали прекрасно — купцы многие десятки и даже сотни лет приплывали к ним для обмена.
Правители могучих империй, вроде хеттов или египтян, повоевав с пиратами, начали нанимать их для своих конфликтов. Получив знания о богатстве и расположении этих стран, «народы моря» встроились в жизнь империй бронзового века в качестве наемников. Пока наниматели были сильны, «народы моря» наемничали, разбойничали и занимались пиратством, иногда воюя друг с другом. Но, как только наступила засуха, а вслед за ней голод и эпидемии, открылось окно возможностей. Во-первых, в государствах наступил кризис, и они ослабели, а во-вторых, в местах проживания племен «народов моря» стало голодно.
Поэтому огромные массы народа, возглавляемые этими самыми наемниками, начали объединяться в армии вторжения и не просто разрушать и грабить города, но и переселяться на новые земли, не так пострадавшие от засух и землетрясений.
Волна переселений и разрушений была настолько чудовищна, что смела несколько империй, прервала налаженные торговые пути и погрузила Средиземноморье в период хаоса и беззаконий, настолько мощный, что в некоторых местностях, как, например, на территории Греции, была забыта письменность.