Один из основоположников абстрактной живописи — Пит Мондриан — был рисковым человеком, чей смелый выбор оказал большое влияние на современников и породил новые направления в искусстве. Его самые знаменитые картины в красном, жёлтом и синем цветах представляют собой простые геометрические элементы, и они далеки от традиционной живописи, в которой он, между прочим, также достиг совершенства. Так что же подтолкнуло Мондриана нарушить границы реализма и «встряхнуть» мир искусства?
Любопытный и амбициозный Пит Мондриан не боялся выходить из своей зоны комфорта. Не все знают, что истоки его творчества лежат в реализме и импрессионизме: большая часть его ранних работ была написана в этих стилях. Как и любой другой художник того времени, он часто писал пейзажи. Но даже здесь Мондриан смог привнести своё уникальное видение.
Он не всегда следовал правилам линии низкого горизонта и доминирующего неба. Вместо этого художник смело разделял полотно, как ему было угодно, часто заполняя большую часть картины ландшафтом и оставляя лишь небольшой кусочек неба. Вероятно, эта готовность играть не по правилам и послужила отправной точкой в его карьере.
«Буковый лес», 1899 год
Во время Первой мировой войны Пит Мондриан сблизился с художником Тео ван Дусбургом, с которым они основали движение «Стиль» и одноимённый художественный журнал. В это же время Мондриан ввёл понятие «неопластицизм» — направление абстрактного искусства, характерными особенностями для которого стали чёткие прямоугольные формы в архитектуре, и такие же образы в живописи, окрашенные в основные цвета спектра. Это направление художник развивал и после переезда во Францию, а затем в Великобритании и в США.
Оттуда Мондриан погрузился в свою работу, трудясь над линиями и цветовыми сочетаниями с особой тщательностью. То, что может казаться неопытному глазу случайным набором геометрических элементов, на самом деле является результатом многолетних опытов. Художник использовал все те же приёмы композиции, как и в своих ранних пейзажах, чтобы уравновесить эти революционные работы. Вероятно, именно это и делает абстрактные работы Мондриана такими эстетически приятными.
По мере того как продолжались исследования художника, чёрные линии в его работах стали исчезать. Это видно на примере поздних картин Мондриана — «Буги-Вуги на Бродвее» и незаконченная работа «Победа буги-вуги», написанные под влиянием джазовой музыки и неоновых огней Манхэттена. В обоих случаях чёрные линии исчезают, а яркие цветные блоки объединяются, чтобы визуализировать ритм музыки буги-вуги.
Пит Мондриан вдохновлял и при жизни, и после своей смерти в 1944 году. Он оказал большое влияние не только на живопись, но и на другие сферы искусства, начиная с музыки и заканчивая модой.