В годы Холодной войны Израиль и США часто объединяли свои усилия в тайной борьбе с СССР. Операций было много, успешных и не очень. Но одна, под кодовым названием «Бриллиант», может считаться блестящей без преувеличений. Правда, помог израильтянам и американцам не профессионализм, а предательство.
В начале 60-х годов Израиль был на пороге очередной арабской войны и остро нуждался в эффективной тактике воздушного боя. Но для работы над новыми методами нужно было знать врага «в лицо». Соперники израильтян получали оружие из СССР. И одним из наиболее опасных считался новый боевой самолет МИГ-21.
Американцы также хотели заполучить для изучения революционный на то время сверхзвуковой истребитель, поэтому всячески поддерживали союзников. Были предприняты две попытки угона самолетов у противника. Однако оба раза закончились неудачами.
В первый раз летательный аппарат успешно похитили. Однако на поверку он оказался совершенно другим самолетом — ЯК-11. А второй раз все шло как по маслу, но в последний момент ключевая фигура операции — арабский летчик, отказался от участия в опасном деле.
В апреле 1965 года предстоящая война с коалицией арабских стран была очевидна. Тогда командующий ВВС Израиля генерал Эзер Вейцман обратился к директору Моссад Меиру Амиту с настоятельной просьбой закончить начатое и выкрасть МИГ-21. Разведка снова начала работать над непростой задачей, но уже глядя на нее под другим углом.
На совещании в Моссад решили, что поиск предателей среди летчиков-мусульман бесперспективен. Тогда начали искать человека, исповедующего христианство или иудаизм. Когда поиск кандидатур был в самом разгаре, нужный израильтянам человек сам вышел на связь. Свои услуги предложил иракский еврей Иосиф Шемеш. Он был одним из немногих, кто отказался в свое время уехать из Ирака на историческую родину.
Нет, Шемеш не был военным летчиком и даже никогда не сидел в кабине МИГа. Он был обычным слугой в доме христиан-ассирийцев по фамилии Редфа, а вот они имели дело с авиацией. Один из членов семьи, Мунир Редфа, был военным летчиком. Он был не прочь покинуть Ирак на боевом самолете. Ведь в это время в стране как раз начались гонения на христиан.
Но семья Редфа была непростой — это был очень зажиточный клан, которому принадлежало большое количество недвижимости. Предстояло переместить их всех в Европу и компенсировать при этом все связанные с бегством потери. Стороны сошлись на 500 тысяч фунтов стерлингов. При этом половину суммы обещали выплатить авансом. Первый транш получил выехавший в Швейцарию дядя Мунира. Он пользовался в Ираке большим доверием властей и отправился в Европу под видом лечения.
После этого агенты Моссада передали Муниру Редва израильский паспорт на имя Моше Мизрахи и вывезли перебежчика в Израиль. Там его летные навыки проверил лично главный разведчик ВВС Израиля — Иешаягу Баркат, который остался очень доволен тем, как Мунир управляется с реактивными истребителями. Было назначено время операции, которая получила кодовое название «Бриллиант».
План состоял из двух частей. Первая называлась «Синяя птица». Это была операция по переброске членов семьи Редфа из Ирака в безопасное место. Вторая часть — «Бриллиант», была связана конкретно с угоном самолета. В начале лета супруга Мунира Редфа вместе с детьми поехала отдыхать на север страны, в предгорья Курдистана. Это была не первая такая поездка и поэтому она не вызвала ни у кого подозрений.
Курдские повстанцы помогли женщине и двум детям достичь границы Ирака. Там семью встретил вертолет, который перевез их в Иран. Оттуда все отправились самолетом в Европу и на этом операция «Синяя птица» завершилась. Началась вторая фаза — самая ответственная. Сначала Мунир перевелся на военную базу возле Багдада, где находятся несколько МИГ-21. Там он усердно стал изображать дисциплинированного и ответственного летчика.
16 августа 1965 года Редфа дает задание техникам заправить полные баки. Он ссылался на то, что ему предстоит сложный и продолжительный тренировочный полет. После заправки Мунир Редфа поднимает истребитель в воздух и направляется на запад. Он игнорирует указания иракских диспетчеров и угрозы командиров, а затем и вовсе отключает рацию.
У границ Израиля на высоте 6,7 км перебежчика встречают два самолета, пилотируемые летчиками Басперо и Шеффером. Они сопровождают МИГ-21 с бортовым номером 534 до самой посадочной полосы военной базы в Хацоре. В штаб-квартиру Моссада поступает короткое сообщение — «Бриллиант в короне», что означает успешное завершение операции.
Для Мунира в этом деле самым сложным было покинуть кабину МИГа. А все потому, что тогда у израильтян не было трапов, подходящих по высоте и конструкции. В итоге из положения вышли, подогнав к истребителю пожарную машину с лестницей. Задание было выполнено и победу праздновали как в Израиле, так и в США.
Судьба Мунира Редфа, нарушившего присягу и предавшего свою страну, была незавидной. Моссад помог ему перебраться в Европу и выплатил остаток причитающейся суммы. Казалось, бывший летчик мог жить и не тужить. Однако оказался, что в чужой стране он не нужен. Деньги быстро закончились, а жена так и не смогла адаптироваться к жизни в другой культуре. А еще супруга постоянно пилила Мунира, считая, что он продешевил.
Последующие годы жизни Мунира были наполнены поиском денег и постоянными семейными скандалами. В итоге он умер от сердечного приступа через 20 лет после своего бегства из Ирака.Очень скоро вслед за ним на тот свет отправилась и сварливая жена. Дети и внуки предателя так и живут в Европе. И их до сих пор охраняют от возможного возмездия бывших земляков агенты израильской разведки.
Шестидневная война, состоявшаяся в 1967 году, показала, что операция «Бриллиант» была проведена не зря — израильтяне бойко отразили воздушные налеты арабов и нанесли им ряд мощных контрударов. Можно сказать, что именно ВВС Израиля решили судьбу войны, за что получили мировое признание. Получил свою долю славы и Моссад — именно в 60-х об израильской службе разведки заговорили как о профессионалах самого высокого класса.
Нужно упомянуть, что сверхсекретный МГ-21 едва не стал добычей НАТО в 1967 году, когда советский пилот по ошибке посадил свою машину на аэродроме в ФРГ. Правда, он успел исправить ошибку.