kalaputski.ru kalaputski.ru

Забытые советские фильмы-катастрофы

Широко распространена точка зрения о том, что режиссер Александр Митта выпустил в 1980 году на экраны первый советский фильм-катастрофу «Экипаж». Однако это не так. Фильмы в этом жанре снимались и раньше, но ни один не достигал такого успеха.


Изображение

В 1980 году на советские киноэкраны вышел фильм «Экипаж», первая серия которого снята в жанре мелодрамы, а вторая — как фильм-катастрофа. С тех пор в каждом интервью замечательный режиссер Александр Митта, недавно отметивший 90-летие, заявлял, что стал пионером этого жанра в СССР. Мол, до него такие ленты не снимались никогда. Успех «Экипажа» в прокате был действительно невероятным, однако он вовсе не является первым фильмом-катастрофой в СССР. Но определить первенца этого жанра чрезвычайно сложно, поскольку данное звание присваивалось самым разным фильмам. И хотя «Экипаж» никак не назовешь шедевром советской кинематографии, все предыдущие попытки делать фильмы-катастрофы были еще более слабыми, из-за чего эти ленты, по большей части, просто забыли. Возможно, это и сделало работу Митты «первым советским фильмом-катастрофой» для огромной армии кинозрителей.


Изображение

Олег Стриженов и Николай Баженов в фильме «В твоих руках жизнь», 1959

К примеру, в 1959 году «Ленфильм» выпустил ленту «В твоих руках жизнь» Николая Розанцева, главную роль в которой исполнил тогдашний кумир советского экрана Олег Стриженов, находившийся на пике славы. Картина рассказывает о найденном при строительстве нового города в земле огромном запасе еще фашистской взрывчатки. От взрыва всего одной мины сдетонируют все остальные боеприпасы, а количество бомб и снарядов достаточное, чтобы разнести весь город на части вместе с его жителями. Выход очевиден — все население эвакуировать, боеприпасы взорвать, уничтожив все, что уже возведено, и начать строить заново. Но саперы во главе с капитаном Дугиным берутся за невыполнимую задачу – тщательно извлечь все бомбы и снаряды и увезти за город на полигон. Правда, в самой ленте предполагаемая катастрофа вроде бы предотвращена, а значит, полноценным представителем жанра она не является. Ведь в фильме-катастрофе мы обязательно наблюдаем само несчастье, и видим борьбу людей с его последствиями.


Изображение

Владимир Высоцкий в фильме «713-й просит посадку», 1962

Однако в картине «713-й просит посадку» Григория Никулина от все того же «Ленфильма » есть уже все слагаемые жанра. Экипаж самолета отравлен сильнодействующим наркотиком, лайнер летит на автопилоте и неминуемо разобьется, если единственный врач на борту, справившись с паникой пассажиров, сможет привести экипаж в чувство. Но ему нельзя раскрывать себя и называть профессию, поскольку это известный антифашист, за которым ведется охота. Однако альтернативой этому является гибель всех людей в самолете. Доктор выполняет свой долг, экипаж сажает самолет, и спасителя немедленно арестовывают. Снятая в 1962 году лента интересна не только тем, что называется в некоторых источниках первым советским фильмом-катастрофой, но еще и тем, что одну из первых ярких ролей в кино здесь сыграл Владимир Высоцкий, познакомившийся на съемках с будущей женой актрисой Людмилой Абрамовой. Фильм собрал в прокате почти 28 млн зрителей.

Изображение
Кадр из фильма «Полуденный паром», 1967

В 1967 году на «Таллинфильме» режиссер Калье Кийск снял ленту «Полуденный паром». Влюбленная парочка влезает в остановившийся на обочине грузовик с хлопком, который через некоторое время оказывается на пароме, заставленном разным машинами. По вине молодых людей грузовик загорается, причем он стоит между двумя полными бензовозами. Каждую минуту паром, набитый машинами и пассажирами, может взлететь на воздух. Выход один — садиться за руль горящего грузовика и направлять его в воду, сталкивая стоящие вокруг него частные машины. Детей и женщин предварительно пересаживают в шлюпки, а остальные пассажиры ведут себя в этой критической ситуации по разному, как и требует драматургия. Кто-то оказывается негодяем и трусом, а кто-то порядочным и смелым человеком. Фильм как раз больше посвящен изучению человеческих характеров в условиях катастрофы. Лентa не имела прокатного успеха и была прочно забыта. Критика писала о том, что по хорошему сценарию сняли «посредственное кино».

Изображение

Иван Переверзев в фильме «День ангела», 1968

Тоже почти забытая ныне лента Станислава Говорухина 1968 года «День ангела» рассказывает о пережившем 9-балльный шторм российском пароходе «Цесаревич», идущем в 1907 году из Америки в Одессу. В его трюме вспыхивает пожар, который невозможно погасить. Если об этом узнают пассажиры, начнется паника. Грузить людей на лодки нельзя — их не хватит на всех, да и сам пароход далеко от суши или района оживленного судоходства — туда еще надо добраться. Капитан принимает решение всеми средствами скрывать от пассажиров бедствие и как можно скорее идти туда, где можно покинуть горящее судно. Узнавшего о пожаре пассажира немедленно выбрасывают за борт, чтобы он не поднял панику. Вскоре капитан лично убивает и еще одного агента охранки, также прознавшего про пожар. Пока пассажиров развлекают и отвлекают, команда вовсю строит спасательные плоты. В фильме множество замечательных советских артистов среди которых Иван Переверзев, Николай Крючков, Борис Андреев, Евгений Жариков, Наталья Фатеева. Несмотря на очень перспективный сюжет, Говорухину не удалось снять по-настоящему цельный, качественный фильм, выдержанный в едином ритме. Режиссерские неровности, которые были хорошо видны в «Вертикали», здесь тоже сохранились. Да это фильм-катастрофа, но он, увы, просто не получился.

Изображение
Кадр из фильма «Внимание, цунами!», 1969

А через год на той же самой «Одесской киностудии» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич снимет и еще одну ленту в этом жанре — «Внимание, цунами!». На остров в Тихом океане. где служат советские моряки, после землетрясения обрушивается огромная волна. Но оставшимся в живых морякам с поста оповещения необходимо сообщить о грозной опасности на материк и спасти тысячи людей, которых надо срочно вывезти повыше в горы, куда не дойдет вода. Опять-таки молодой и малоопытный режиссер завалил фильм, имевший отличный сценарный потенциал. Впрочем, ему удалось весьма реалистично для того времени снять собственно саму стихию — огромную волну, которая сносит многоэтажные дома. В оправдание режиссера следует сказать, что это вообще была не его идея. Ленту начал ставить сам сценарист Игорь Старков, у которого совсем ничего не получалось. Тогда его спешно и заменили на Юнгвальда-Хилькевича, вовсе не имевшего в планах когда-либо снимать фильмы-катастрофы. Естественно, это отразилось на качестве.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+5
98
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.