Когда люди говорят, что не могут что-то сделать из-за отсутствия навыков или возможностей, стоит вспомнить историю Сары Биффен. Она появилась на свет без рук и без ног, в бедной семье, в Британии 18 века. Никто не верил, что девочка доживет и до года. Но Сара не только выжила, но и стала известной художницей, у которой заказывала портреты сама королева.
Сара Биффен родилась в октябре 1784 года в фермерской семье в английском графстве Сомерсет. Родители были потрясены, увидев новорожденную: у нее не было рук и ног, только рудиментарные отростки, напоминающие ласты. В то время люди с подобными физическими отклонениями считались обреченными, особенно в условиях бедности.
Тем не менее семья Сары решила не отказываться от нее. Они были добрыми христианами и рассудили, что на все воля Божья. А девочка показала невероятную стойкость и волю к жизни. Ее вовсе не устраивала жизнь растения и постепенное угасание. С ранних лет она училась сама справляться с повседневными задачами: есть, одеваться и даже шить, удерживая иглу зубами. Несмотря на это для своей бедной семьи девочка все равно была обузой, ведь выполнять фермерскую работу она не могла.
В 12 лет жизнь Сары изменилась. Родители продали ее в бродячий цирк мистера Дьюкса, что было тогда обычной практикой. В те времена цирки очень отличались от современных. Да, в них были акробаты, фокусники и дрессировщики, но основу всегда составляли люди с физическими отклонениями. Работа в «цирке уродов» для инвалидов была тяжелой и унизительной. Но для большинства выходцев из бедных семей выбор был не велик — цирковой балаган или смерть от голода.
Артисты с физическими отклонениями не только могли прокормить себя. Некоторые из них зарабатывали себе на вполне обеспеченную старость, а кто-то и вовсе становился богачом. Россиянин Николай Кобельков, как и Биффен родившийся без рук и ног, так и вовсе стал австрийским миллионером. Так что можно сказать, что Сара неплохо устроилась в жизни.
Сара, родившаяся без конечностей, была уязвимой даже на фоне других артистов. Она не могла выполнять даже простые трюки, поэтому ей предложили нечто необычное — рисовать. Эта идея принадлежала самому владельцу цирка, мистеру Дьюксу, который увидел в этом возможность привлечь зрителей.
Сначала Сара рисовала для публики в цирке, держа кисть или карандаш во рту. Но вскоре искусство захватило ее настолько, что она начала превосходить своего учителя. Рисование, навык доступный не каждому здоровому человеку, открыло для нее совершенно новый мир. Она рисовала не только на арене, но и в свободное от выступлений время.
В викторианской Англии женщин-художниц можно было сосчитать по пальцам одной руки. Пробиться в мир изобразительного искусства, оккупированный сильным полом, было невероятно сложно. У Сары Биффен все получилось! Вскоре люди стали приходить в цирк не только для того, чтобы посмотреть, как она рисует. Они хотели заказать у нее картины и были готовы платить за это.
Сара писала миниатюры, портреты и пейзажи на слоновой кости. В то время на пике моды были медальоны с изображениями любимых, родного дома или милого сердцу пейзажа. Крошечные картины непросто было писать даже физически полноценному мастеру. Как это удавалось Саре, державшей крошечные кисти во рту, никто не знает.
1808 год стал поворотным в жизни Сары. Она выступала на ярмарке святого Варфоломея. Ее позиционировали как «чудо из чудес», и посмотреть на удивительную художницу хотели многие. Заглянул в цирковой шатер к Биффен и некий граф Мортон. Он был настроен скептически и ожидал увидеть очередной обман. К его удивлению, он увидел не ловкую циркачку, игравшую роль, а настоящую художницу.
Сара так впечатлила графа, что он тут же назначил ей денежное содержание. А еще он нашел ей преподавателя — художника Королевской академии Уильяма Крейга. Таким образом Биффен попала из бродячего цирка сразу в Королевскую академию. Девушка оправдала надежды своего покровителя. В 1821 году ей вручили медаль Общества художников Королевской академии.
Вскоре работы Сары Биффен стали заказывать члены королевской семьи. Она даже написала портрет самой королевы Виктории. Картины очень понравились заказчикам, и Саре щедро заплатили. Но это было не самым главным. Художница, писавшая портрет самой королевы, стала пользоваться невероятным авторитетом. Заказов было столько, что граф Мортон настоял на открытии портретной студии на Бонд-стрит в Лондоне.
Медальоны с портретами или пейзажами на слоновой кости стали популярными, и Биффен была среди тех мастеров, чьи работы высоко ценились. Это был невероятный успех для женщины того времени, тем более для такой как Сара. Ее техника была настолько филигранной, что удивляла всех, кто знал о физических ограничениях художницы.
Сара Биффен стала самой известной художницей в Англии. Сам Чарльз Диккенс дважды упоминал ее в своих произведениях. Сохранилось несколько портретов Сары, написанных ей самой и другими авторами. На них она выглядит респектабельной дамой, одетой дорого и со вкусом.
Но в 1827 году пришла беда — умер покровитель художницы, граф Мортон. Потеряв единственного близкого человека, Сара впала в депрессию. Ей стало трудно работать, и она все чаще отказывалась от выгодных заказов. В трудный момент на помощь художнице пришла сама королева Виктория. Она назначила женщине пожизненное содержание. Теперь Биффен могла не переживать о своем будущем и работать не только на заказ, но и в свое удовольствие.
О последних годах жизни удивительной художницы известно совсем мало. Известно, что Сара Биффен закрыла лондонскую студию и переехала в Ливерпуль. Последние свои работы она подписывала как Сара Райт, что может говорить о том что художница вышла замуж. Она оставила после себя большое творческое наследие, ее картины до сих пор хранятся в частных коллекциях и музеях. Биффен стала символом невероятной силы духа и таланта, преодолевшего все границы возможного.
Сара Биффен умерла в 1850 году в возрасте 66 лет. Ее история продолжает вдохновлять людей по всему миру, напоминая, что ни физические ограничения, ни социальные предрассудки не могут помешать человеку добиться величия.
А что вы думаете о невероятной силе воли Сары Биффен? Могли бы вы представить себя на ее месте? Поделитесь своим мнением в комментариях!