Представьте, что зрители собираются у телеэкранов и наблюдают за онлайн игрой «Убийцы». Ее герои — реальные люди, которые приговорены к пожизненному заключению и отбывают срок в тюрьме. А их движениями управляет геймер, который хочет поиграть в войну. Так выглядит краткий сюжет «Геймера».
В фильме управление действиями других людей выглядит страшным и нереальным. Однако он был снят в 2009 году, и с тех пор технологии ушли далеко вперед. В статье мы расскажем, какие технологии используются в «Геймере», и сравним их с теми, которые уже есть в реальном мире.
Текст со спойлерами
Рекомендуем посмотреть фильм «Геймер», если вы еще этого не сделали.
В фильме: компьютерный гений Кен Касл придумал игру «Убийцы». Он изобрел наноклетку и внедрил ее в двигательную кору головного мозга преступников. Со временем клетка стала размножаться, замещая окружающие клетки своими точными копиями. Это позволило геймерам дистанционно управлять телами осужденных. Теперь жизнь преступников зависела только от ловкости игроков, которым они принадлежали.
В жизни: уже существуютнанороботы — структуры с программируемым поведением, которые могут взаимодействовать с объектами и передавать им информацию. Основная область применения нанороботов — медицина. Немецкие ученые разрабатывают машины, которые будут бороться с раковыми клетками внутри тела человека. Они планируют вводить их в вены пациента, а затем перемещать их внутри тела с помощью мощных магнитов.
Нанороботы в медицине будущего смогут определять раковые клетки и быстро вводить в них лекарство. Ученые проверяют работоспособность технологии на искусственной лабораторной вене. Похожие исследования проводят и российские специалисты. Ученые из Университета ИТМО в Санкт-Петербурге создали наноробота из фрагментов ДНК, который способен уничтожать раковые клетки и распознавать их по всему организму. Как и в фильме, нанороботы будут внедряться в организм человека, однако делать это для более полезных целей — помогать в лечении заболеваний.
Еще одной похожей технологией является устройство по управлению сновидениями. В 2020 году команда исследователей из лаборатории сна Массачусетского технологического института (MIT) спроектировала гаджет Dormio, который отслеживает фазу быстрого сна и принимает в ней участие. Устройство станет переходным звеном между хаотичным просмотром сновидений и осознанной реальностью сна. В ней можно будет летать, красиво петь, ходить на свидания с кинозвездами — делать все, что в жизни не удается.
В фильме: в шутере 17-летний Саймон управляет осужденным за убийство Джоном Тиллманом. Мальчик находится у себя дома в комнате с большими экранами, а Кэйбл — персонаж Джона — на поле битвы, где каждую минуту происходят взрывы и летают снаряды. Кэйбл полностью подчинен Саймону — тот управляет всеми его движениями. Он решает, куда побежит его игрок, где будет прятаться и в кого будет стрелять.
Саймон — первоклассный игрок, который ловко манипулирует действиями Кэйбла и выигрывает рекордные 27 матчей. Остальные игроки смогли продержаться максимум 10.
В жизни: люди могут погружаться в фантастические миры при помощи устройств виртуальной реальности. Их можно использовать дома, либо в специализированных клубах — обычно там больше выбор. Игроку достаточно надеть шлем Oculus Quest 2 и взять в руки два контроллера — и он уже сражается с монстрами, гуляет по средневековому городу или летит на космическом корабле. Как и фильме, геймер может управлять действиями своего персонажа. Однако этот персонаж — не другой человек, а он сам. Например, в клубе виртуальной реальности Portal VR игроки могут перемещаться по 250-метровой неоновой арене. Компания предлагает геймерам 70 разноплановых игр, 8 видов оружия и три режима игры. В них могут участвовать 8 человек и весело провести свободное время.
В фильме: комната Саймона полностью состоит из огромных экранов во всю стену. На них Саймон видит Тиллмана и происходящие вокруг него события — может быстро реагировать на внезапные атаки врагов. Такие мультимедийные экраны обеспечивают полное погружение в игру.
В жизни: экраны из комнаты Саймона похожи на мультимедийные инсталляции. Они встречаются в музеях, на выставках, концертах, спектаклях, прогулках и обеспечивают дополнительное визуальное погружение в каждую из этих областей. Например, канадская компания Moment Factory организует Lumina Night Walks — ночные прогулки по уникальным географическим местам. С помощью интегрированных мультимедиа они превращают парки, ботанические сады и горнолыжные курорты в красочное путешествие с волшебной историей. При этом прогулка является уникальной для каждой локации, ее создатели всегда стараются включить в нее особенности местной культуры.
На 2021 год они проводят 10 сказочных ночных прогулок — в Канаде, Японии, Сингапуре и Франции. Например, во время Foresta Lumina посетители прогуливаются по двухкилометровой тропе в освещенном лесу. Там встречают мистических персонажей — героев мифов и легенд региона Коатикук.
Похожие мультимедийные инсталляции можно увидеть и в России. Креативное пространство Люмьер-Холл проводит выставки знаменитых художников и позволяет по-новому взглянуть на мир искусства. Эффект полного погружения достигается с помощью лазерных проекторов высокого разрешения и объемного звука. На стенах пространства можно увидеть «ожившие полотна» Айвазовского, Кандинского, Ван Гога и Климта.
Одной из самых масштабных уличных мультимедийных инсталляций стала выставка «Чудо света» в Санкт-Петербурге. В 2020 году выставка прошла в Петропавловской крепости. На ее стенах изобразили виртуальные выставочные залы музеев Санкт-Петербурга — артефакты Кунсткамеры, ожившие скульптуры Эрмитажа и необычных персонажей картинных галерей Русского музея.
В фильме: существует еще одна популярная игра — «Общество». Как и в «Убийцах» геймеры здесь управляют реальными людьми. В «Обществе» геймеры развлекаются — делают со своими персонажами все, что придет им в голову. Например, могут намеренно сломать ему руку или заставить у всех на виду заниматься сексом со случайным прохожим.
В жизни: по цветовой гамме и игровым целям «Общество» можно сравнить с «The Sims». В ней также можно создавать и контролировать своего персонажа — выбирать ему одежду, обустраивать квартиру, взаимодействовать с другими «симами», развлекаться. Как и в «Обществе», у геймеров в «The Sims» нет определенной цели — они строят мир вокруг своего персонажа и управляют его жизнью. Им не нужно выполнять миссии или повышать уровень игрока.
Однако в «The Sims» нельзя общаться с другими пользователями, что сильно ограничивает игру в возможностях. Социальное взаимодействие в виртуальном мире — это важная часть игрового процесса. Ведь всегда приятно видеть реакцию других пользователей, когда наконец прошел важную миссию.
В современном мире синтез социальных сетей и VR технологий позволяет общаться с человеком, видя его трехмерное виртуальное изображение. В этой области успехов достиг сервис Second Life, где виртуальные аватары вовлечены в самую разнообразную социальную активность. Это трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, в котором пользователи могут разговаривать друг с другом, вступать в сообщества по интересам, создавать товары, ходить за покупками, смотреть телевидение и посещать концерты.
Примерами таких виртуальных миров также можно считать:
Animal Crossing — можно провести семейный праздник, свадьбу или погулять с друзьями. Например, из-за пандемии коронавируса многие массовые события пришлось отменить. Поэтому один из пользователей решил сыграть свадьбу со своей невестой в Animal Crossing и позвал всех близких и друзей.
«Геймер» стал вторым в истории крупным фильмом — после «Че» Стивена Содерберга, — который был снят в цифровом формате при помощи камеры Red One. В нее была встроена компактная флэш-карта, а не цифровая пленка как в предыдущих устройствах. Камера позволила передавать 4K кадры на флэшку сразу после съемки — это ускорило процесс постпродакшна. С тех пор Red One стали массово применяться в киноиндустрии. Их используют при съемке блокбастеров — «Дэдпул», «Капитан Марвел», «Веном», а также в документальных фильмах — «Социальная дилемма», «Путешествие времени».
Red One камеру нужно было брать в руки и быстро двигаться за бегущим Джерардом Батлером — исполнителем главной роли Джона Тиллмана. Для этого режиссер Марк Невелдайн использовал роликовые коньки. Он вспоминал, что это не было для него проблемой, так как он с детства отлично катался на роликах.
Фильм был полностью снят на студии Альбукерке, Нью-Мексико. Весь процесс занял 53 дня. Режиссеры и художник-постановщик Джерри Флеминг по-новому подошли и к визуальному ряду картины — созданному ими миру будущего. Они отказались от декораций и решили найти реально существующие места натурных съемок и трансформировать их в элементы незнакомой новой реальности.
Изначально режиссеры планировали снять фильм в 3D. Однако на момент съемок фильма — в 2009 году — лишь несколько кинотеатров показывали фильмы в таком формате. Им предложили дождаться 2010 года и возобновить съемки картины в 3D, однако так долго режиссеры ждать не хотели.
Технологии из фильма не так далеки от реальности, как это может показаться на первый взгляд. Мы не можем управлять действиями других людей благодаря нанороботам, однако у таких вживляемых в организм устройств есть более полезное применение. В настоящее время ученые тестируют роботов, которые будут способны лечить серьезные заболевания. Возможно, скоро мы увидим, что при помощи этой технологии им удалось спасти людей от рака. А управлять действиями своих игровых персонажей мы можем и сегодня — для этого достаточно надеть шлем Oculus Quest 2 и погрузиться в фантастический мир виртуальной реальности.