Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

Анатомическая Венера — это женская восковая фигура в натуральную величину, обычно — с настоящими человеческими волосами и стеклянными глазами. Она изготавливалась специально для научно-популярных лекций по анатомии, которые проводились для широкой публики в конце XVIII века. Некоторые Анатомические Венеры разбираются или вскрываются, чтобы продемонстрировать плод в утробе. Другие представлены в статичных состояниях, когда их внутренние органы видны сразу, то есть анатомически обнаженными.

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

Джоанна Эбенштейн из Музея патологической анатомии в Бруклине объехала весь мир, чтобы написать историю о восковых моделях, которая вошла в ее книгу The Anatomical Venus («Анатомическая Венера»). Она рассказала сайту Buzzfeed о своей работе:

«В 2007 году я отправилась в паломничество на месяц, чтобы фотографировать экспонаты в крупных медицинских музеях Европы и США и собирать материал для выставки под названием «Анатомический театр». Из всех жутких и поражающих предметов, которые я видела за всю поездку, самым завораживающим оказалась Анатомическая Венера».

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

Эта Анатомическая Венера, изготовленная в мастерской Ла Спекола между 1784 и 1788 годами, выставлена в оригинальном ящике из розового дерева и венецианского стекла в венском музее Йозефинум

«Первая была создана около 1780 года во Флоренции в Италии, где она служила центральным объектом «восковой энциклопедии» человеческого тела в Музее физики и естественной истории, более известном как Ла Спекола, — первом по-настоящему научно-популярном музее, открытом для мужчин, женщин и детей».

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

«Оригинальные Анатомические Венеры изготавливались искусным художником в тандеме со специалистом по анатомии или естествоиспытателем. Самые высококачественные делали в мастерской художника Клементе Сусини, который много лет возглавлял восковую мастерскую в Ла Спекола».

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

«Команда начинала с выбора иллюстрации из известных медицинских атласов таких авторов, как Везалий, Альбинус или Масканьи. Потом из ближайшей больницы Санта Мария Нуова привозили трупы и части тел, чтобы каждый орган и каждая деталь были изготовлены с максимальной точностью. Целью этих восковых фигур было заменить дальнейшие вскрытия человеческих тел, которые были грязными, плохо пахнущими и неэтичными».

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

«Красота Анатомической Венеры была важна, чтобы вызвать у зрителя желание получать знания. В то же время отделяла ее от понятий о смерти и о могиле, с которыми связана большая часть знаний об анатомии. Арно-Элуа Готье д’Аготи, сын создателя анатомических эстампов XVIII века, включая знаменитого «Освежеванного ангела» Жака-Фабьена Готье д’Аготи, красноречиво заметил: «Чтобы учить мужчин, их нужно соблазнить эстетикой, но как может кто-то назвать образ смерти приятным?»»

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

«Анатомическая Венера решала эту проблему, поскольку была похожа на живую, не испытывала боли, на ней не было крови, а также она базировалась на древней традиции художественных изображений Венеры, богини любви, красоты и плодородия».

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

«Наша нынешняя одержимость красивыми мертвыми девушками делает для многих Анатомическую Венеру странной, похотливой и зловещей. Я думаю, просто невозможно рассматривать ее сейчас не через призму того, что было после нее, — фильмов ужасов с расчлененными красивыми жертвами женского пола, убийств на почве секса, а также секс-кукол».

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

«Я путешествовала, чтобы увидеть и сфотографировать всех Венер, которых смогла найти, читала все, до чего могла добраться, от научных статей до архивных музейных каталогов, переписывалась с частными коллекционерами, брала интервью у кураторов и поехала в Италию, чтобы попытаться понять Венеру в ее историческом и культурном контексте. Чем больше я узнавала, тем больше у меня возникало вопросов. Мне кажется, я могла бы провести остаток жизни в погоне по следам, ведущим к Анатомической Венере и от нее, и этого было бы мало».

Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века

«Освежеванный ангел» (1746), эстамп Жака-Фабьена Готье д’Аготи

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+5
Нет комментариев. Ваш будет первым!