Люди полагают, что управлять самолётом днём проще, потому что видно, куда лететь.
Но управление самолётом сильно отличается от управления тем же автомобилем и является гораздо более точным. На борту установлена сложная навигационная система, которая позволяет пилоту летать без визуального наблюдения, полностью полагаясь на приборы. Это известно как правила полётов по приборам, и коммерческие пилоты очень часто соблюдают их во время полёта, например, когда пролетают сквозь облака или летят ночью.
Полёт по приборам, или слепой полёт, был впервые продемонстрирован пионером авиации Джимми Дулиттлом в 1929 году. В то время Дулиттл был одним из немногих выдающихся пилотов. Во время Первой мировой войны он был инструктором по пилотированию и офицером запаса в военно-воздушном корпусе армии США. Его призвали на службу, где он получил медаль Почёта за смелый налёт на Японию после нападения на Перл-Харбор. Дулиттл также был одним из первых пилотов, совершивших перелёт с побережья на побережье Соединённых Штатов, за что был награждён Отличительным лётным крестом. Однако самым большим его вкладом в развитие авиационных технологий стало внедрение полётов по приборам.
Дулиттл первым понял, что подлинная свобода действий в авиации может быть достигнута только в том случае, если пилоты смогут контролировать и управлять самолётом от взлёта до посадки, невзирая на ограничения видимости. Он предполагал, что пилотов можно будет обучить пользоваться приборами для полётов в различных погодных условиях и ситуациях, когда визуальные подсказки недоступны. По мере того как самолёты становились быстрее и манёвреннее, пилоты всё больше рисковали дезориентироваться без внешних визуальных ориентиров, поскольку их органы чувств не могли точно интерпретировать движение.
Дулиттл положил начало изучению взаимосвязи между психологическим воздействием визуальных сигналов и ощущением движения.
Результатом его исследований стали программы, обучающие пилотов понимать навигационные приборы. Благодаря его работе пилоты научились игнорировать то, что они «чувствуют», и доверять своим приборам, поскольку визуальные сигналы и сигналы от органов чувств могут быть неверными или ненадёжными.
Эксперименты Дулиттла с полётами вслепую начались в 1926 году, когда богатый промышленник и филантроп Дэниел Гуггенхайм основал Фонд содействия аэронавтике и его Лабораторию полного полёта в Митчел-Филд. Как и Дулиттл, Гуггенхайм тоже считал, что если усовершенствовать авиационные приборы и дополнить их радиосвязью, то, возможно, удастся разгадать тайны полёта в плохую погоду.
Лаборатория экспериментировала с различными приборами и пришла к выводу, что искусственный горизонт (небольшой прибор, указывающий продольное и поперечное положение самолёта относительно земли) и гироскоп, информирующий пилота о курсе, являются правильным сочетанием для управления. А чувствительный барометрический высотомер оказался настолько тонким, что мог измерять высоту самолёта в нескольких метрах от земли. Эти три прибора вскоре станут универсальными.
24 сентября 1929 года Дулиттл и его пилот Бен Келси сели в сильно модифицированный NY-2 Husky. Помимо гироскопа, искусственного горизонта и высотомера, установленных в кабине, Дулиттл получал дополнительные указания по курсу от радиодальномера, совмещённого со взлетно-посадочной полосой аэропорта, а радиомаяки указывали его расстояние от полосы.
Чтобы предотвратить «обман» Дулиттла, над кабиной пилота был установлен колпак, полностью закрывающий его от любого взгляда на окружающий мир и заставляющий полагаться только на свои приборы и радио. Контрольный пилот был там только для того, чтобы вмешаться в экстренную ситуацию. Однако Келси приходилось держать руки высоко над головой, чтобы все видели, что он не управляет самолётом.
Дулиттл без труда взлетел, сделал круг над аэродромом, пересёк его, снова пересёк, а затем приземлился на небольшом расстоянии от места старта. Полёт занял всего 10 минут, но эти минуты доказали, что самолёт можно пилотировать только по приборам.
После полёта Дулиттл сказал со смущённой ухмылкой: «Несмотря на всю мою предыдущую практику, заход и посадка были неаккуратными. Насколько я знаю».
В 1989 году по случаю 60-летия полёта была открыта скульптура Дулиттла возле ангара Джимми Дулиттла на бывшем аэродроме Aircraft Radio Corp. в Бунтоне, штат Нью-Джерси, где Дулиттл много раз консультировался с экспертами ARC во время экспериментов Лаборатории полного полёта.