В нашем представлении классический пират — это суровый мужчина с деревянной ногой, повязкой на глазу, вооруженный до зубов и с попугаем на плече. Такой образ создала массовая культура и, разумеется, он собирательный. Но все же, почему пиратов изображают именно с попугаями?
Во многих литературных произведениях и кинофильмах попугаи показаны как питомцы пиратов. Птицы, непременно говорящие, сопровождают своих хозяев повсюду, сидя у них на плече. Такой выбор кажется очень странным, ведь на паруснике логичнее и проще держать кошку. Она проще в уходе, а кроме этого может бороться с грызунами, становившимися для моряков настоящим бедствием.
Оказывается, попугаи для пиратов были совсем не питомцами. Морской волк с птицей на плече впервые появился в романе «Острове сокровищ» Стивенсона, вышедшем в 1883 году. Произведение стало невероятно популярным и сразу стало классикой пиратского романа. Из блестящей книги шотландского автора пираты «разбрелись» по сотням других книг, а потом и фильмов. Конечно же, попугай на плече это было так интересно и экзотично, поэтому образ прижился.
Но был ли попугай выдумкой Стивенсона как, например, знаменитая «черная метка»? Историки утверждают, что не совсем. Попугаи и правда часто становились спутниками пиратов в 18-19 столетии, правда, ненадолго. Для мореплавателей птица была не питомцем, а… товаром.
Когда по морям ходили под парусами, поход в далекие страны мог занимать месяцы. Поэтому все, что привозилось оттуда, ценилось очень высоко. Большим спросом у богачей Старого Света пользовались экзотические животные их Южной Америки, Африки, Австралии и Юго-Восточной Азии. За обезьян и попугаев они были готовы платить огромные деньги.
В 18 столетии за попугая ара, жако или какаду платили сумму, сравнимую с трехмесячной зарплатой простого матроса. Поэтому моряки не упускали возможности подзаработать и приобретали или отлавливали в далеких странах этих красивых и умных птиц. Пользовались спросом и обезьяны, но из-за сложности транспортировки с ними моряки связывались редко.
Пиратов не зря называли «джентльменами удачи». Их финансовое благополучие во многом зависело от фортуны, которая могла послать им хорошую добычу или нет. Это актуально и сейчас. Поэтому, как и любой другой моряк того времени, пират был не прочь подзаработать. Продажа попугаев была не так прибыльна, как разбой, но зато не каралась повешением. Болтающийся по портовому городу моряк с попугаем на плече был не редкостью 200-300 лет назад. Этот колоритный образ отлично прижился в пиратских романах.