Видели шторки на входе в японские магазинчики или ресторанчики? Это одна из очень ярких черт страны, так что пора выучить их название – норен. Что дословно означает «теплые занавески».
Эти занавески почти такие же старые, как сама Япония. Записи и рисунки норен появляются еще 1000 лет назад. Тогда ее вешали перед входом в любой дом, чтобы защитить жильцов от солнца в жару, холода зимой и чужих пытливых взглядов.
Сейчас за прохладу отвечают кондиционеры, за тепло печки, а норен остался только как глубинная часть культуры, как возможность обратить внимание на вход в магазин, общественную баню, кафе. Теперь у него роль сугубо декоративная, и тем лучше, можно писать на этих занавесках любые приглашения или информацию.
В период Камакура, когда разные краски и цвета стали более доступными, норен стали вешать не только для укрытия, но и как рекламу или украшения. Еще до того, как появились рекламные баннеры, японцы уже вовсю использовали норен с названиями семейных кафе или чаевен.
В период Эдо в торговых районах Токио, таких как Нихонмаси, появлялось все больше уличных киосков. Им приходилось жестко конкурировать между собой. Потому эта эпоха стала временем буйного расцвета культуры норен. Торговцы тайно продавали редкие краски, чтобы норен их клиентов отличался от других, а травники предлагали особые рецепты травяного окрашивания, чтобы цвет полотна был необычным.
Цвета значили очень много, ведь большая часть крестьян не умела читать. Потому ориентировалась только по цветам. Белый норен – тут аптека или продуктовая лавка, желтый норен – табачная лавка, синий – магазин тканей и кимоно. Ну а красный… сами можете догадаться, там можно было найти девушек, в частности – гейш.
По пере того, как рос уровень образования жителей, можно было подавать все более сложную и точную информацию на занавесках.
Забавный факт, для ресторанов лучше всего о репутации заведения говорил их норен.
Посетители вытирали о них руки, когда уходили, поев. И чем замызганней и засаленней был норен в заведении, тем больше у него довольных посетителей, которые здесь поели.
Потому путники, впервые прибывшие в город, нередко выбирали харчевню, ориентируясь на самые грязные занавески.
Неприятненько, но очень логично. Сейчас, конечно, японцы слишком воспитаны, чтобы так руки о занавески вытирать.
Конечно, они адаптированы под современность. Они больше не исполняют функцию защиты от холода. Но в уличных кафешках все еще укрывают людей за стойкой от посторонних взглядов.
Согласно японскому поверью, эта ткань касается волос каждый раз, когда вы под ней проходите, и она обладает силой заставлять злых духов исчезать.
Людям больше нравится ужинать за столиками с норенами, создается ощущение отдельного закрытого пространства.
Самый популярный в стране это хан норен, то есть короткий норен. Он не должен быть длиннее 55 сантиметров, чтобы можно было заглянуть внутрь витрины или заведения, просто отодвинув одну занавеску или пригнувшись.
Хеке норен – это целый рекламный баннер в древнеяпонском понимании. Это трехметровый стяг, который работает как огромная реклама для заведения.
Суперкороткий — мидзухики норен, это чисто декоративный элемент, который используют в дизайне «под традиционную Японию», просто как акцент в комнате.