Как появились фигурки на капотах авто и почему они исчезли
С момента зарождения автомобильной индустрии производители стремились выделить свои автомобили, сделать их уникальными и легко узнаваемыми. Для этого на разных частях машин закрепляли логотипы компании, а на капоте размещали фирменные фигурки, которые правильно называются маскоты (Radiator mascot). Но в последнее время эти маленькие металлические статуэтки почти не используют. Их можно увидеть лишь на некоторых люксовых автомобилях. Почему большинство компаний отказались от маскотов?
Эпоха маскотов
Когда-то маскоты были не только украшением, но и имели практическое значение. В старых машинах горловина радиатора находилась над капотом. Чтобы залить воду, водителю приходилось откручивать пробку. Однако при работе двигателя она сильно нагревалась. Поэтому для защиты рук требовалась удобная и безопасная ручка.
Маскоты были широко распространены в начале 20 века. Именно в этот период появился знаменитый «Дух экстаза» от компании Rolls-Royce. Эта фигурка стала первой в истории автопрома. В 1911 году ее заказал для своего автомобиля барон Монтегю. Автором статуэтки, оригинальное название которой «Silver Ghost» («Серебряный призрак»), стал скульптор Чарльз Робинсон Сайкс.
Фигурка женщины в развевающейся одежде изначально не имела никакого отношения к компании Rolls-Royce и была лишь прихотью аристократа. Но автомобильному производителю так понравился этот талисман, что они обратились к барону с просьбой разрешить использовать его на других автомобилях. «Серебряный призрак» получил множество названий: «Дух экстаза», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и даже «Элли в ночнушке».
После этого другие автопроизводители тоже начали использовать маскоты, которые не только украшали автомобили, но и защищали руки водителей. Так появились знаменитые фигурки, такие как слон Bugatti, аист Hispano-Suiza и ягуар от Jaguar. Маскоты использовались даже в СССР. Многие до сих пор помнят оленя, украшавшего капоты автомобилей ГАЗ «Волга». Интересно, что он появился относительно поздно — в 50-х годах.
Гордость автовладельца и угроза для окружающих
С исчезновением внешних заливных горловин, которые переместились под капот, необходимость в практическом использовании маскотов отпала. Но фигурки все равно остались, став важной частью имиджа автопроизводителей. Некоторые компании предпочли минимализм, как, например, Mercedes с его лаконичной трехлучевой звездой. Другие, такие как Rolls-Royce и Bentley, сделали акцент на изысканных формах своих фигурок. А третьи пошли дальше, предлагая клиентам возможность создать индивидуальный дизайн маскота, который изготавливался вручную по оригинальным эскизам.
Иногда маскоты создавали не только автопроизводители, но и компании, выпускающие отдельные компоненты автомобилей. Например, техника со свечами зажигания бренда Oleo Magneto украшалась фигуркой в виде головы, из ноздрей которой при перегреве двигателя начинал выходить пар. А в 1912 году компания The Boyce Motormeter Company пошла еще дальше, запатентовав маскот со встроенным термометром, который показывал температуру водяного пара.
Фигурки на капоте были стильными, красивыми и иногда практичными. Но почему от них решили отказаться? Причина проста — их убрали ради безопасности пешеходов. При столкновении даже на небольшой скорости, когда человек мог отделаться лишь ушибами, маскот нередко убивал или наносил серьезные травмы, как наконечник копья.
Сегодня автоконцерны предпочитают плоские и безопасные эмблемы. Однако Rolls-Royce и Mercedes не отказались от своих культовых маскотов, но адаптировали их для повышения безопасности. В современных автомобилях Rolls-Royce «Дух экстаза» мгновенно уходит в нишу под капотом при столкновении. А у Mercedes трехлучевая звезда складывается назад благодаря специальному шарниру.
Маскоты остаются частью автомобильной истории и вызывают ностальгию у любителей классики. А как вы относитесь к этим изящным фигуркам? Может вы знаете, какие еще автопроизводители до сих пор используют маскотов? Делитесь своим мнением в комментариях!
- Комментарии