Страх и отвращение в Шумере, или Что «употребляли» представители древних цивилизаций
Почти все существующие сегодня праздники, так или иначе, связаны с древними земледельческими культами. Оседлость и возделывание земли способствовали развитию цивилизации, а земледельческие циклы легли в основу праздников, связанных с плодородием. Но праздники требуют создания особого состояния, которое позволило бы приблизиться к тонкому миру богов и духов, поэтому и появился обычай «употреблять» в знаменательные даты.
Праздничные ритуалы, посвященные возрождению и умиранию природы, должны были сопровождаться изменениями сознания и наши предки проявляли невероятную фантазию, следуя к заветной цели. Ученые установили, что первое знакомство человека с наркотическими веществами состоялось еще в палеолите (40 тыс. — 10 тыс. лет до н. э.) Доказательством этого служат наскальные рисунки, дающие понять, что люди пытались входить в определенные мистические состояния уже тогда.
Открыв для себя наркотики, древние люди научились контактировать со своим подсознанием, или, по крайней мере, были уверены в этом. Состояние экстатического транса обеспечивало им общение с богами и другими потусторонними сущностями, способными давать ответы на многие жизненно важные вопросы.
Тогда еще никто не знал о разрушительной для здоровья и личности силе наркотических веществ и все, мягко скажем «нехорошее», что происходило с людьми, употреблявшими те или иные стимуляторы, списывали на гнев богов или другие не самые очевидные причины.
Пиво и опиум по-шумерски
Первыми официально зафиксированными любителями «упороться» были древние шумеры, жившие в древности на территории современного Ирака. Глиняные таблички из Ниппура, обнаруженные археологами при раскопках, содержат, в том числе, и советы по употреблению опиума и описание эффекта от этого наркотика.
На шумерском языке опиум назывался «гиль», что переводится как «наслаждение» или «радость». Ученые предполагают, что опиум использовался шумерами и в так называемых «культах смерти». В Шумере было найдено роскошное захоронение с 74 телами, уложенными в один ряд с согнутыми ногами и закрытыми ладонями лицами. На останках нет следов повреждений, поэтому исследователи предположили, что эти люди получили смертельную дозу опиума и умерли во сне.
Знали древние шумеры толк и в веселящих напитках. Их цивилизация неразрывно связана с культом пива, которое было невероятно популярно в древней цивилизации. До сих пор ученые не могут однозначно сказать, зачем шумеры начали возделывать зерновые — ради хлеба или, чтобы варить свое любимое пиво.
Большинство склоняется к тому, что все-таки пиво легло в основу шумерского земледелия, так как древние сорта злаков плохо подходили для приготовления хлеба. Древние были уверены, что пиво — это подарок богов и даже придумали богиню Нинкаси, чье имя переводилось как «Повелительница опьяняющих плодов».
В знаменитом «Эпосе о Гильгамеше» есть история о том, как спутник Гильгамеша человек-зверь Энкиду превратился в человека после 7 кружек пива и ночи любви с женщиной. Из этого можно сделать вывод, что у шумеров обезьяна превратилась в человека благодаря пиву, а не труду. У жителей Шумера было немало пословиц, посвященных любимому напитку: «Не знать пива — ненормально», «Труслив, будто незнаком с пивом».
Опиумные клизмы фараонов
Египтяне переняли опыт использования опиума в ритуальных целях у шумерцев. В Египте обнаружены наскальные росиси, датированные 4 тыс. до н. э., на которых показано употребление опиума в религиозных ритуалах. Кроме этого, в папирусах медицинской тематики сказано, что сок мака использовался врачами для обезболивания и как успокоительное. При этом опиум не только пили, но и вводили через клизмы.
Кроме опиума древние египтяне применяли и немало других растительных веществ с наркотическим действием. Большой популярностью у них пользовалась белладонна. Есть и упоминания о других травах, но наука пока не может их точно идентифицировать. Изображения растений на фресках и папирусах, к сожалению, очень схематичны и плохо поддаются расшифровке.
В 1992 году, исследуя мумии, хранящиеся в Мюнхенском музее, ученые обнаружили в их тканях следы гашиша, кокаина и табака. Сначала результаты исследования были поставлены под сомнение и все решили, что эти вещества попали в волосы и кожные покровы тел уже в процессе их хранения. Но вскоре в Нубийской пустыне били найдены захоронения с десятками мумий, анализы тканей которых показали точно такие же результаты.
История с кокаином в тканях мумий сильно озадачила ученый мир, так как кока, из листьев которой добывают этот наркотик, произрастала в Южной Америке, далеко за океаном. Поэтому появилось предположение, что Америка была открыта задолго до путешествия Колумба и даже до того, как ее посетили первые викинги.
Греческие мистерии
Элевсинские мистерии, посвященные греческой богине плодородия Деметре, были частью культа плодородия. Они тесно переплетались с процессами умирания и воскрешения, общением с миром мертвых. По преданию, Деметра была безутешна после того, как ее дочь Персефона была похищена богом подземного царства Аидом, и эта история обыгрывалась с использованием самых невероятных приемов.
Ритуалы, осуществляемые древним греками в ходе мистерий, плохо увязываются с образом одной из самых «продвинутых» цивилизаций древности. Греки купались в бычьей крови, наполняли ямы убитыми свиньями и оставляли их там гнить, а кроме этого, активно налегали на напиток, который называли «кикеон». Именно он помогал постигать тайны загробного мира, благодаря своим растительным компонентам.
Когда-то считалось, что кикеон готовили из воды, ячменя и болотной мяты. Именно так описывал напиток в «Илиаде» великий Гомер. В поэме волшебница Цирцея использует кикеон, разбавив его медом, чтобы прекратить путешественников в животных. Напиток, применяемый в ходе мистерий, был тщательно засекречен и жрецы предавали смерти каждого, кто покушался на эту тайну.
Исследователи долго не могли понять, что за эффект может оказывать достаточно безобидный состав, пока в середине 20 века химик из США Альберт Хоффман не установил, что в зелье добавляли еще один ингредиент — спорынью. Грибок, произрастающий на злаковых, способен вызывать помешательства, даже при случайном попадании в организм. Случаи отравления спорыньей были известны как в древности и в Средние века, так и в наши дни.
После того как Хоффман опубликовал результаты своего открытия, археологи обнаружили следы спорыньи в руинах храма Деметры и Персефоны в Мас-Кастеллар, на территории современной Испании. Споры грибка оказались на дне одной из ваз в храме, а также в зубном камне в останках 25-летнего мужчины. Так что суть Элевсинских мистерий была в психоделическом экстазе, достигавшемся за счет компонентов кикеона растительного происхождения.
Мистерии Диониса проводились с использованием другого напитка — вина, сдобренного травами. Древние авторы утверждали, что дионисийское вино обостряло органы чувств и как бы освобождала душу от оков бренного тела. Известно, что вино было настолько забористым, что его разбавляли от 3 до 20 раз. Неправильное приготовление напитка могло привести к тому, что участники мистерии навсегда прощались с разумом.
Каннабис и мухоморы
Одним из наиболее популярных в древности наркотических средств был каннабис. Пыльцу конопли археологи находили в пещерах Алтая, где 40 тыс. лет назад жили люди, которых принято называть «денисовцами», а разные снадобья из марихуаны и следы их приготовления обнаруживали по всей Евразии в культурных слоях, которым более 3 тыс. лет. Использовали марихуану как сибирские народы, так и древние египтяне, а все способы ее приготовления сложно упомянуть.
Для анестезии использовали коноплю греческие лекари, а скифские воины курили ее в каких-то своих, не слишком очевидных целях. В 2013 году при раскопках на территории Ставропольского края ученые нашли чаши из золота, на дне которых был темный липкий осадок. Анализ показал, что это не что иное, как смесь опиума и каннабиса.
При этом нельзя не упомянуть, что северные широты — Сибирь и Скандинавия, плотно «сидели» на грибах, среди которых наиболее популярными были самые обычные мухоморы. Их ели в сыром виде, а также принимали в виде отвара. Федор Елистратов, геодезист Восточной географической экспедиции, в 1787 году писал о любви остяков, живущих возле Нарыма, к этим грибам.
Елистратов упоминал, что, приняв мухомор, сырым или в виде отвара, местные жители сначала становились очень разговорчивы, потом начинают петь и танцевать, а после этого впадают в беспамятство и, очнувшись, чувствуют себя «как прибитые» и ничего не помнят.
Напоследок нужно сказать, что в древние времена люди не были чужды и здравого смысла. Например, древнегреческий философ Платон считал, что вино нужно запретить для употребления лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Пить неразбавленное вино в древности было признаком дурного тона и даже варварства, а за употребление наркотических средств лицами, непричастными к культам или во внеурочное время, могла быть предусмотрена смертная казнь.
- Комментарии