Одного из наиболее изощренных аферистов времен СССР звали Николай Максимович Павленко, который более 10 лет обманывал МВД и Министерство внутренних дел. По факту он создал собственное воинское подразделение и во время Великой отечественной войны сумел заработать миллионы рублей.
Павленко родился под Киевом и поступил в автодорожный институт, откуда его из-за кулацкого происхождения исключили. В 1935 году парня арестовали за хищение, после чего его как сотрудника стройуправления завербовало НКВД. Будучи агентом спецслужб, Николай попал на работу в Главвоенстрой, где от прораба дорос до начальника строительного участка. 27 июня 1941 года в качестве военного инженера попадает на фронт, но осознав, что война это опасно он в хаосе первых дней нацистского нападения исчезает. В это же время он решает направить всю свою энергию на извлечение выгоды из сложившейся ситуации.
Собственная военная часть
У инженера было много родственников и знакомых в городе Калинин (Тверь) куда беглец и направился. Здесь Павленко решил провернуть многомиллионную аферу на строительных подрядах. Некий Рудченко помог жулику изготовить фальшивые печати и подделать документы для организации «Участка военно-строительных работ Калининского фронта № 5», а также несколько тысяч бланков, при помощи которых на военном складе ему выдали армейскую форму и пищевые пайки.
Сразу после этого Павленко посетил калининский военкомат и потребовал для своего «стройучаска» подчиненных. Военкомы в поддельных бланках не разбирались и направили к аферисту, выздоровевших бойцов из госпиталя. По сути Павленко удалось создать фиктивное воинское подразделение со всеми необходимыми атрибутами и документами.
«Организация» Николая Максимовича стала идти вслед наступающему советскому фронту и выполнять многочисленные строительные подряды. Заказчики не могли подумать, что имеют дело с обманщиком, а догадливые получали за лояльность взятки.
Большую часть выделяемых средств Павленко присваивал, не забывая делится с офицерами. Дополнительную защиту он обрел в лице полковника ВВС, который за взятку приписал его контору в летные тыловые части с полным вещевым и продуктовым довольствием. Афера росла и жулику всегда нужны были рабочие руки. Для пополнения набирались дезертиры и солдаты, по разным причинам отставшие от своих соединений. К 1944 году Павленко и его подельники заработали миллионы людей, а в липовой воинской части числилось более двух сотен бойцов, у которых на вооружении были даже пулеметы.
Западный поход Павленко
Оказавшись в Польше, а потом Германии подразделение Павленко нарастила обороты незаконного обогащения. Полный разгром, незнание языка и страх перед русскими стал главным оружием жулика. В Германии его «солдаты» занимались мародерством и присваиванием имущества. Павленко «конфисковал» на нужды Красной армии десятки автомобилей, стадо коров, табун лошадей, десятки тонн продуктов питания, многочисленное производственное оборудование.
Грабить немцев аферисту помогали взятки, которые он раздавал офицерам из штабов снабжения армии. Впоследствии следствие выяснило, что особенно теплые отношения у него были с комендатурой Штутгарта, которая для вывоза награбленного выдала Павленко эшелон на 30 вагонов. Похищенные вещи продавались его подельниками в Польше.
После мая 1945 года бригада Павленко стала называться «Управление военного строительства», за взятку прикрепленное к военкомату Тулы. Сам Николай Максимович стал уважаемым человеком, получившим за «подвиги» множество наград в том числе «Красную звезду». Не забывал он и о своих демобилизованных «солдатах», также получивших более 200-от медалей и орденов. При этом большинство рядовых бойцов и не подозревали, что служили в липовой воинской части.
«Герою войны» не сиделось на месте, и он задумал ряд новых афер, но меньших по масштабу. Организовав фиктивную строительную артель, Павлюченко брал деньги на строительство и бесследно с ними скрывался.
Конец афериста
Вскрылась шайка на схеме с облигациями госзайма. Один из подопечных Павленко нелегально скупал бумаги и продавал их рабочим, которым не доплачивал. Один из обманутых, инженер Ефременко написал жалобу самому Ворошилову и в 1952 году прокуратура начала следствие.
Следователи стали наводить справки о части, в которой произошло преступление и после запросов в МВД и Минобороны поняли, что строительное управление нигде не числится. Сыщики не могли в это поверить и продолжили следствие. Позже оказалось, что Павленко уже 4 года во всесоюзном розыске за присвоенные ранее деньги.
В конце ноября 1952 года следователи арестовали все филиалы «конторы» и самого главаря. Всего задержали более 400 человек, у которых изъяли 30 винтовок и автоматов, 3 пулемёта, 20 пистолетов, 3 пулемета, 76 машин, строительную технику, поддельные печати и бланки. Тюремные сроки получили только 17 человек, а самого Павленко расстреляли. Интересно, что ни один из чиновников, работающих с жуликом, наказания не получил.