Французского императора всегда тянуло в Россию и ко всему русскому. Но поход на Москву стал кульминацией «роковой страсти» – наступила «гибель империи».
Служу России!
В 1788 году Россия набирала добровольцев для участия в войне с Турцией. Генерал-губернатор Иван Заборовский, командующий экспедиционным корпусом, приехал в Ливорно, чтобы «приглядеть для ратных дел» воинственных албанцев, греков, корсиканцев. Как раз в этот момент семья поручика Наполеона находилась в трудном материальном положении. Молодой человек понял, что ему предоставляется шанс, и подал прошение о готовности служить российской армии. Но действовал указ – в русскую армию брать иностранных офицеров только с понижением на один чин. Данное обстоятельство амбициозного Наполеона не устроило.
Давай поженимся?
В 1809 году, уже будучи императором, француз узнал о бесплодности императрицы Жозефины. Императорская династия нуждалась в законном наследнике, а поэтому супругам, несмотря на искреннюю привязанность, пришлось разойтись.
Наполеон же решил, что будущей французской императрицей должна стать непременно русская великая княжна. Вероятно, он рассчитывал на долгосрочный союз с Россией, а династический брак его обязательно бы укрепил.
Император выбирал между сёстрами Александра I Екатериной или Анной Павловной. Жениху не повезло ни с первой, ни со второй. Никто из девушек не захотел становиться женой «этого корсиканца.
Генеральное сражение
Решение идти на Москву было для Наполеона не военным, а политическим. Изначально сам Бонапарт планировал остановиться на зимовку в Смоленске, о чём говорил австрийскому дипломату фон Меттерниху. Но позже стало понятно – перезимовать на подступах к Москве означало оживить все недовольства и волнения во Франции и в Европе. Пришлось двигаться дальше, хотя с военной точки зрения ничего хорошего такое продвижение не предвещало.
Наполеон рассчитывал на генеральное сражение – grand coup, но под Смоленском русским армиям удалось объединиться. Решающая битва откладывалась, а французы были вынуждены постепенно продвигаться вглубь Российской империи. Постоянно увеличивающееся расстояние от дома вызвало беспокойство французских солдат. Они понимали, что прийти на помощь им уже никто не сможет. Оставалось рассчитывать только на себя, но в условиях заканчивающейся провизии и боеприпасов не паниковать оказалось трудно. Это и стало «началом конца».